Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Педагогика

Тип: Курсовая работа

Объем: 35 стр.

Полный просмотр работы

Методика преподавания в начальных классах

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАТИКИ В УЧЕБНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 5
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ 7
2.1 Программа пользовательского курса I класс 7
2.2 Содержание обучения II класса 8
2.3 Основные цели и задачи в III классе 9
2.4 Обучение информатики в IV классе 11
3. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 13
3.1 Дидактические игры 13
3.2 Игры, развивающие интеллект 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 20
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 35

ВВЕДЕНИЕ
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в Казахстане последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.
Начиная учиться в школе, он может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические классы, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения.

Цель курсовой работы раскрыть методику преподавания информатики в 1-4 классе.
Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:
- рассмотреть интеграцию информатики в учебной среде начальной школы;
- изучить содержание обучения информатики в начальной школе;
- исследовать применение игровых методик обучения информатики.

1. ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАТИКИ В УЧЕБНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Если компьютеры обладают теми мощными интеллектуальными качествами, которые им приписываются, то ими можно вполне воспользоваться для достижения и этой цели. Цели компьютеризации обучения и содержание учебно-образовательной деятельности в школе должны быть интегрированы на уроках математики, общественных дисциплин, естествознания и родного языка.

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Программа пользовательского курса I класс
Принцип работы мыши. Запуск программ при помощи мыши. Принципы рабо¬ты программ. Запуск программ. Закрытие программ. Назначение клавиши Enter, Запуск программы графического редактора. Рисование в графическом редакторе. Инструменты редактора. Карандаш. Прямая линия. Ластик. Прямоугольники. Раз¬новидности Прямоугольников. Закрашивание областей. Рисование окружностей. Кривая линия. Очистка экрана. Сохранение рисунка на диске. Открытие рисунка с диска. Выделение фрагмента. Копирование фрагмента. Изменение готового рисун¬ка. Помещение рисунка на Рабочий стол. Печать рисунка на принтере.
Учащиеся должны знать:

2.2 Содержание обучения II класса
Клавиатура. Составные части клавиатуры. Алфавитно-цифровая клавиатура. Расположение русским и латинских букв. Понятие курсора. Нахождение точки и запятой. Прописные буквы. Клавиша Caps Lock. Цифры, Переключение русского/латинского алфавитов. Редактирование текста. Удаление символов. Перемещение по тексту. Клавиши управления курсором. Символы верхнего регистра. Дополни¬тельная цифровая клавиатура. Текстовый редактор WordPad. Правила набора тек¬ста. Выравнивание текста. Оформление текста. Шрифты. Линейка форматирова¬ния, Маркеры на линейке форматирования.
Учащиеся должны знать:

2.3 Основные цели и задачи в III классе
Выделение фрагмента текста. Способы выделения различных фрагментов. Рабо¬та с фрагментами. Операции копирования, переноса и удаления фрагментов. Спосо¬бы копирования: с помощью пункта мен» Правка, контекстного меню, кнопками на панели инструментов, комбинациями клавиш на клавиатуре, с помощью мыши. Создание одного документа из нескольких. Вставка рисунки в текстовый документ. Работа с внедренными объектами. Списки. Макет страницы. Альбомная и книжная ориентации. Поля, Изменение параметров страницы. Печать, Установка атрибутов печати. Предварительный просмотр документа перед печатью на принтере.

2.4 Обучение информатики в IV классе
Применение ЭВМ. Основные устройства, входящие в компьютер. Дополнитель¬ные устройства, присоединяемые к компьютеру. Принтеры. Диски. Винчестер и дискета. Понятие файла. Папка, Кнопка Пуск. Стандартные программы. Назначе¬ние программ, входящих в список Стандартные. Калькулятор. Редкими Калькуля¬тора. Переключение режимов. Два способа работы с Калькулятором. Вычисления. Графический редактор. Надпись. Использование надписи в качестве основы для рисунка. Изменение готовых рисунков. Создание рисунка из готовых элементов. Текстовый редактор WordPad. Создание, оформление документа. Редактирование готовых текстов. Работа с сетью. Сетевое окружение. Подготовка документа к печа¬ти и печать на принтере.

3. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
3.1 Дидактические игры
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом.
Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе. Результаты, которых добиваются дети, доставляют им много радости и вызывают появление чувства творческого удовлетворения.

3.2 Игры, развивающие интеллект
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. (см .приложение 3)
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера. Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из опыта использования компьютеров в реальном учебном процессе, можно сделать вывод, что в условиях НИТ появляются новые возможности для развития:
- социальной и познавательной активности детей: имеется в виду уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;
- компетентности школьника как ученика: имеется в виду его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;
- способности ребенка к самореализации: в частности, стремление к реализации знаний в программных продуктах, в познавательной внеучебной деятельности, успешность реализации, удовлетворенность результатами деятельности;

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.,1994.
2. Бочкин А. И. Методика преподавания информатики: М.: 1998.
3. Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. – 1991. - №3.
4. Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. – 1993. - №2.
5. Зинченко Г.П. ЭВМ в начальной школе. // Информатика и образование. –1991. -№3.
6. Информатика и образование, № 2, 10, 2004 г.
7. Каймин В.А., Питеркин В.М., Уртминцев А.Г. Информатика: Учебное пособие. М.: БРИДЖ, 1994.
8. Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для младших школьников. // Информатика и образование. – 1997. - №2.
9. Кубичев Е.А. ЭВМ в школе. – М.: Педагогика, 1986.
10. Лервин Ю. Л. Методика раннего обучения информатике//Вопросы Интернет образования. 2002. № 5.
11. Матвеева II. В. и др. Информатика: Учебник для 2 класса. М.: 2003.
12. Первин Ю. А. Информатика в школе и дома (книга для учителя). 2003.
13. Пидкасистый П.И., Хайдаров «Технология игры в обучении и развитии». М.Педагогика, 1989г., стр. 8-10.
14. Сафьянинов П.С. Забавный компьютер. //Информатика и образование. – 1993. №4.
15. Симонович С. В. Информатика. 2 класс. М.: АСТ-Пресс Школа, 2002.
16. Солпостер Джуди. Дети и компьютер. – М., 1996.
17. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарное планирование по информатике
1 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Пример урока в 1 классе по теме «Информация. Способы получения информации»
Учитель. Ребята, вы ничего не слышите? Загляните пол парты, (Ребята загля¬дывают под свои парты, учитель тем временем достает из под своего стола игрушеч¬ного ежика.)
Ежик. Уф, уф, уф. Где это я? Шел домой и заблудился. Ой, как много ребят! А зачем вы здесь собрались?
Ученики. У нас урок информатики.
Ежик. А чем занимаются на информатике?
Ученики. Учатся дружить с компьютером, решать интересные задачки.
Ежик. А зачем он вообще нужен, компьютер?
Ученики, Он помогает в поликлинике, в банке, на заводе. Помогает строить дома, машины, самолеты, управлять космическими кораблями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тема урока: Что такое информация. Виды информации.
Цели урока: изучение учащимися нового материала, развитие у учащихся способностей к самостоятельной работе, пробуждение интереса учащихся к изучаемому материалу через прослушива¬ние музыки и рассматривание картинок, формирование эмоционально-положительного отношения к предмету.
Задачи урока:
образовательные: формирование у учащихся простейшего представления об информации; рассмотрение и закрепление материала;

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Тема урока: Путешествие в мир компьютерных программ.
Цели урока:
Дидактические: повторить, закрепить и углубить знания учащихся;
Воспитательные: научить ребят работать и группах, обратить особое внимание на вопросы взаи¬мопомощи, контроля и самоконтроля; познакомить учащихся с правилами этикета при написании писем электрон¬ной почты.
Требования к знаниям и умениям учащихся.