Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Методика музыкального образования

Тип: Курсовая работа

Объем: 36 стр.

Год: 2015

Предварительный просмотр

Формирование творческих навыков у младших школьников в процессе во-кально-хоровой деятельности на уроке музыки


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Принципы развития вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста на уроках музыки 5
1.1. Значение хорового пения как процесса формирования
творческих навыков у детей 5
1.2. Три этапа развития певческих навыков 10
2. Исследование вопроса о развитии вокальных навыков в научно-методической литературе 14
2.1. Применение основных методов и приемов формирования вокаль-но-хоровых навыков на практике 14
2.2. Проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школь-ного возраста в музыкально-педагогической, научно –исследовательской литературе и обобщение собственного опыта 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

ВВЕДЕНИЕ
«Пение в хоре является как бы народной общедоступной музыкальной школой, в которой музыка познается не отвлеченно, без связи с окружающей жизнью, а идет рядом с ней, украшает, обогащает ее» - писал А.С. Свешников.
Это высказывание глубоко раскрывает сущность вокально-хоровых заня-тий на уроках музыки, которые не только повышают музыкальную культуру, но и в значительной мере способствуют всестороннему развитию детей, форми-руют их мировоззрение и взгляды, воспитывают нравственно и эстетически. А так же формируют творческие навыки, которые впоследствии используются детьми в повседневной жизни. Весь процесс хорового обучения и воспитания направлен на выполнение этих задач. [1]
Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.

1. Принципы развития вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста на уроках музыки
1.1. Значение хорового пения как процесса формирования
творческих навыков у детей
«Развитие слуха, музыкальной памяти необходимы для любых занятий музыкой, особенно для ее исполнения в условиях общеобразовательной школы, прежде всего, для хорового пения, в процессе которого происходит совершен-ствование необходимых навыков…» О.А. Апраксина
«В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и тоже слово можно произнести на тысячу ладов не переменяя даже ин-тонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьезное, то строгое выражение». М.И. Глинка
Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента высту-пает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети. Воспита-тельные возможности хорового пения огромны. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хо-ровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу.

1.2. Три этапа развития певческих навыков
Воспитание вокально-хоровых навыков требует от учеников постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, не-обходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. А чтобы развитие младше-го школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основ-ные вокальные навыки.
Существуют три этапа развития певческих навыков.
1-ый этап: подготовительный или ознакомительный. Впервые дети
узнают кто такой дирижер и что такое хор. Для наглядности я демонстрирую
картинку, на которой изображен хор, а также мы прослушиваем аудиозапись со звучанием детского хора. После получения сведений о том, что же такое хор – объясняю, что и их класс может стать хором, но для этого им придется поста-раться. Далее – объясняю, как надо сидеть и стоять во время пения: руки сво-бодно опускаются вниз или на колени, голову держать прямо, рот открываем свободно. Желательна вертикальная форма рта, так как она помогает «округле-нию» звука, его красоте. К этим требованиям приходится возвращаться каждый урок, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.

2. Исследование вопроса о развитии вокальных навыков в научно-методической литературе
2.1. Применение основных методов и приемов формирования вокально-хоровых навыков на практике
«Самые блестящие способности нуждаются в развитии и руководстве при их применении, посредством систематической и рациональной работы»
М.Гарсиа
Вокально-хоровые навыки - это комплекс автоматизированных действий различных частей дыхательного аппарата, которые происходят во время пения и подчиняются воле певца или согласованного пения в коллективе. Методиче-ские принципы в работе с детским хором, как известно, имеют специфику. Главное и основное требование заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, их интересы. Отзывчивость души ребенка столь непосредственна и непредсказуема, что использовать на уроках музыки некие «готовые рецеп-ты», просто немыслимо. Чрезвычайно сложно дирижеру найти такую форму общения с детьми, при которой выполнялись бы профессионально - технологи-ческие, т.е. вокально-хоровые задачи, постоянно строился фундамент после-дующей работы, поддерживался интерес детей, на уроках существовал бы осо-бенный эмоциональный тонус, сообразных художественным задачам. Радость детского творчества уникальна и неповторима по своей сути.

2.2. Проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно –исследовательской литературе и обобщение собственного опыта
«…Каждый (путь) прокладывается через закоулки человеческой психики, которую не всегда и не всякому удается понять….» К.С.Станиславский
Занятия вокально-хоровой деятельностью на уроках музыки в младших классах являются одним из основных средств музыкально-эстетического вос-питания, поэтому педагог обязан владеть методикой вокально-хорового обуче-ния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В предлагаемой курсовой работе была рассмотрена проблема становления навыков хорового пения на уроках музыки у детей младшего школьного воз-раста.
Тема охватила круг вопросов, которые основываются на системах музы-кально-хорового воспитания следующих авторов: Левандовской Л., Гладкой С., Черноиваненко Н., Дмитриевой Л. Г., Виноградова К. П.. и т.д.
Эти системы получили дальнейшее развитие и на современном этапе, по-скольку музыкально-хоровое воспитание является частью интегрированной системы подготовки всесторонне - развитой личности.
В настоящее время у нас в стране огромное значение уделяется эстетиче-скому воспитанию детей, а так же развитию поликультурной личности. В шко-лах вводятся такие предметы как: искусствоведение, краеведение, культуроло-гия, самопознание, актерское мастерство, хореография. Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекатель-ность и эффективность хорового пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей лич-ности. Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музы-кальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих ка-честв. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполни-тельства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.