Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Теория государства и права

Тип: Курсовая работа

Объем: 29 стр.

Год: 2015

Предварительный просмотр

Понятие права, проблемы правопонимания


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и сущность права 5
1.1 Основные принципы права 8
1.2 Признаки права 10
2 Правопонимание как категория теории права и государства 16
2.1 Основные концепции правопонимания 18
2.2 Типы правопонимания 20
2.3 Правопонимание как категория философии права 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

ВВЕДЕНИЕ
Право - это искусство добра и справедливости.
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлении.
Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, ещё римские юристы обращали внимательность на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во первых, право означает то, что "всегда является справедливым и добрым", – каково естественное право. В другом смысле право – это то что "полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право".
По мере развития общества и государства у людей, конечно менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права как гражданское (цивильное), хотя и в "модернизированном" виде, но сохранились. В первую очередь это касается таких правовых институтов как право собственности, наследования, купли-продажи и многих других [1].

1 Понятие и сущность права
Право, как и страна, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д.
Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений, поставленная проблема которого - установление режима правопорядка. Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.
Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.
Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа.
Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно – историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества [4].

1.1 Основные принципы права
Источники права - это обстоятельства, питающие появление и действо права.
Виды источников права:
• социальные источники права - развивающиеся общественные отношения (социальная обусловленность права);
• государственные источники права - страна в лице его законодательных органов;
• юридические источники права - формы выражения, объективизации нормативной государственной воли; неиндивидуализированные нормативно-правовые акты [10].
Естественное право - совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую.
Позитивное (положительное) право - это право, выраженное в принятых государством нормах.

1.2 Признаки права
Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений.
1 признак – нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве признак нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе право физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им из за пределами. В реальности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку отбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что "в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения". Нормы права следует рассматривать как "рабочий инструмент", с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права - произвол и беззаконие [13].

2 Правопонимание как категория теории права и государства
Происхождение, логика развития и содержание всей правовой действительности неоспоримо свидетельствуют о том, что правовые нормы и системы права в целом являются так или иначе результатом «следования» субъектов правосознания и правотворчества за наиболее значимыми социальными проблемами и противоречиями, за потребностями общественной практики [10].
Проблема правопонимания – в отечественном и мировом правоведении – одна из сложнейших. Дискуссиям по этой проблематике сотни лет.
Вопросы, связанные с выбором и обоснованием типа правопонимания, относятся к числу наиболее принципиальных и дискуссионных проблем теории права. Вся история развития юриспруденции- это история противоборства различных подходов к пониманию того, что есть сущность права как специфического явления социальной жизни.

2.1 Основные концепции правопонимания
Современные научные концепции (школы) правопонимания основываются на одном из трех подходов:
1. нормативном,
2. социологическом;
3. нравственном [4].
Объективной предпосылкой этих подходов являются три формы бытия права: нормы права, правосознание, правоотношения. Из них первые две - абстрактны, последняя - конкретна. Каждый из подходов в известной мере абсолютизирует значение одной из этих форм.
Согласно нормативной точке зрения, право представляет собой систему юридических норм, изданных государством и взятых под его защиту. Сторонники этого подхода в большинстве случаев отождествляют право и закон.

2.2 Типы правопонимания
Правопонимание – научная категория, которая отображает результат процесса познания сущности права. Сущностью права является внутренняя целостность всех его разнообразных качеств (свойств). Познание права – овладение ими, их раскрытие [14].
Идейную направленность базисной юридической науки теории права и государства (а потому и юриспруденции в целом) имеет лежащий в ее основе тот или иной тип понимания (и понятия) права. Именно тип правопонимания определяет парадигму, принцип и образец (смысловую модель) юридического познания права и государства, собственно научно-правовое содержание, предмет и метод соответствующей концепции юриспруденции.

2.3 Правопонимание как категория философии права
Начиная с античных времен (Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля, Епикура, римских юристов), философско-правовая проблематика разрабатывалась как учение о сверхгосударственной сущности права, как учение о естественном праве, то есть такое право, что предшествует позитивному (официально установленному), потому что свойственное человеку из рождения, является вечным и неизменным (право на жизнь, свободу, равенство, собственность, безопасность).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении 70 лет принцип правового государства отвергался советской властью. Только в 1988 году, в решениях 19 Всесоюзной партконференции, было записано, что перед Россией стоит поставленная проблема – построение правового государства. Казалось, что достичь этого можно без особых усилий и быстро, но на практике мы видим, что растет правовой нигилизм, правовое бескультурье. Было принято много законов, соответствующих международным нормам права, но это привело к хаосу в стране. Например, право проводить митинги и демонстрации приводит к побоищам и жертвам, противоречит правам других людей на отдых и свободное передвижение в местах их проведения. Свобода торговли привела к нарушению прав потребителей, к антисанитарии, возрастанию угрозы здоровья покупателей. Отказ от уголовного преследования потребителей наркотиков, вылился в рост преступности [8].