Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Теория государства и права

Тип: Курсовая работа

Объем: 31 стр.

Год: 2015

Предварительный просмотр

Структура и виды общества


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Понятие общества. Виды обществ 7
1.1 Понятие общества. Национальные и зарубежные мыслители о человеке и об обществе 7
1.2 Модели справедливых обществ 9
1.3 Гражданское общество и правовое государство 12
2 Структура общества 19
2.1 Структура, внутренняя организация 19
2.2 Основные элементы структуры общества 21
2.3 Человек - универсальный компонент общественной системы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

ВВЕДЕНИЕ
Представление об обществе как едином организме явилось результатом длительного развития философской мысли. Представление о системности в природе и в обществе возникло еще в античной философии в виде обшей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Проблему системности общественной жизни наиболее активно разрабатывали такие крупнейшие мыслители XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Ими было определено содержание основных для решения данной проблемы понятий и категорий. Под «элементом» или «частью» общества понимается мельчайшая частица системы или их совокупность; в качестве элементов и частей общества могут выступать те или иные социальные субъекты, отношения, институты. Составляющие общество элементы, части, подсистемы весьма многообразны, многокачественны, иерархичны.
Общество - сверхсложная саморазвивающаяся система, включенная в суперсистему Космоса и Земли, обладающая собственной спецификой в своем генезисе и функционировании. Философский и общесоциологический подходы к изучению общества:

1 Понятие общества. Виды обществ
1.1 Понятие общества. Национальные и зарубежные мыслители о человеке и об обществе
На заре развития человечества знания об обществе, человеке и природе распространились в форме мифов. Они существовали у всех народов, в них говорилось о происхождении того или иного народа, дальнейшем его росте и развитии, о предках и т.д.
Легенда о происхождении тюрков от Көк бөрі ( Серого волка) давно превратились в символику и бытует доныне.
В VI-V веке до н.э. появилось учение. Идеализирующее личность, живущую «не для себя», а ради общества. Понятие это было связано с идеями китайского философа Конфуция, жившего в 551-479 гг. до н.э. и его последователей. В обществе должны господствовать гуманизм и милосердие. Требовалось торжество принципов: «помогай другим, достигай поставленной цели своими силами; чего не желаешь себе- не желай другим».

1.2 Модели справедливых обществ
В конце XVIII- первой половине XIX века французские философы К.А. Сен-Симон (1760-1825), Ш.Фурье (1772-1837) и англичанин Р.Оуэн (17711850) были заняты поиском путей к справедливому обществу, которое они называли социалистическим. Это понятие появилось в книге т.Мора «Утопия», который критиковал общество , основанное на частной собственности, и социально-экономические отношения в Англии того времени, проповедовал новый уклад с общественной собственностью, выдвинул идею обобществления производства и принципы коммунистического разделения труда.

1.3 Гражданское общество и правовое государство
Гражданское общество и правовое государство - это парные категории политологии. Без гражданского общества нет и правового государства, ибо правовое государство должно выражать и отражать интересы гражданского общества, или, как говорил французский политолог Мишель Дюверже, быть ночным сторожем гражданского общества.
Понятие «гражданское общество» - одно из самых распространённых категорий политологии, принадлежащих Аристотелю, Ш. Л. Монтескъе, Н. Макиавелли, Дж. Локку, Т. Гоббсу, И. Канту, Гегелю, Н. Бердяеву. Эти великие умы политической мысли или подробно анализировали данное понятие, или упоминали эту категорию в антитезе гражданское общество - общество, упорно подводя нас к мысли, что гражданское общество есть что-то, что находится вне государства, что-то внешнее по отношению к государству, оппозиционное ему, противостоящее ему во всём.

2 Структура общества
2.1 Структура, внутренняя организация
Большое значение в определении специфики того или иного целого, его особенностей, свойств имеет структура - организация целостной системы, которая представляет собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его компонентов.
Понятие структуры употребляется и в более широком смысле как совокупность элементов и их взаимосвязей. В этом случае понятие структуры, по существу, сравнивается с понятием целого, например, «элементарные» частицы и атомы, молекулы и другие предметы и явления, будучи целостными образованиями, именуются как материальные структуры.

2.2 Основные элементы структуры общества
Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды - субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный «микрокосмос» , он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.
Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:
Вещи, «орудия» с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно–энергетической переделки, целенаправленного преобразования. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов–воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую «телесную оболочку» становясь материальными проводниками, «перевозчиками смысла». [1]

2.3 Человек - универсальный компонент общественной системы
Всякая система, целое представляет собой органическое единство и взаимодействие компонентов, частей. Системы социального порядка необычайно сложны и многообразны, и если подойти к социальной действительности с системной мерой, то она выступает как иерархия систем различного уровня, различной степени сложности и организации. В этой иерархии любая система является, с одной стороны, компонентом системы более высокого уровня, а с другой — сама образована из систем более низкого порядка. Выделить ту или иную данную систему в обществе, определить ее — это значит вычленить часть (компонент) из целого (системы), а затем исследовать ее как систему, выделить и определить ее параметры (компоненты, структуру, функции и т. д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совместная жизнь людей–сложное системное образование. Общество относится к числу само развивающихся, динамичных систем, «которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять её состояния» . [1]
Общество представляет собой общественное бытие[2] людей; объективную реальность, своего рода социальную материю, результат функционирования, эволюции и дифференциации биосферы в рамках более широкой целостности–развивающейся Вселенной. Как особый уровень организации материи, человеческое общество существует благодаря деятельности людей и включает в качестве обязательного условия своего функционирования и развития духовную жизнь. Благодаря деятельности людей предметы, которые охвачены практической деятельностью людей, становятся частью социального мира.
Общество–продукт совместной деятельности людей способных собственными усилиями создать необходимые условия существования. Даже в классовом обществе, где возникают социальные конфликты, находятся объективные общие интересы, цели, требующие совместных усилий, направленных на поддержание единства противоположностей.