Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Методика музыкального образования

Тип: Курсовая работа

Объем: 31 стр.

Год: 2015

Предварительный просмотр

Проблемные ситуации на уроках музыки


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Принципы развития 7
1.1 Методические основы проблемно-творческого обучения музыки 7
1.2 Реализация метода проблемно-творческого обучения старших школьников на уроках музыки 9
2. Опытно-педагогическая работа по формированию творчества, творческих способностей учащихся 11
2.1 Творческий учитель и творческий ученик 11
2.2 Развитие личности на основе творчества 20
2.3 Авторские технологии проблемно-творческого обучения 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

ВВЕДЕНИЕ
Подлинной психологической основой концепции проблемного обучения стала теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л.Рубинштейном. Как раскрывается центральное положение этой теории. Человеческое бытие есть непрерывное взаимодействие субъекта с объектом, осуществляющиеся в форме целесообразной предметно-преобразующей деятельности субъекта. Объекты деятельности не даны человеку в завершенном и готовом виде. Они всегда содержат в себе определенные внутренние противоречия, проблемы, задачи которые объект должен разрешить в процессе их практического и мысленного преобразования. Предметный мир, таким образом, открывается человеку как исполненный проблемностью. Это и вызывает необходимость в мышлении. С проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия обычно начинается мышление. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Там, где нет проблемной ситуации, нет и мышления в строгом смысле слова. Нужно подчеркнуть, что речь идет не о выдумывании и нагромождении искусственных проблем, а об обнаружении и постановке реальных проблем.

1. Принципы развития
1.1 Методические основы проблемно-творческого обучения музыки
Основы методики проблемного обучения тезисно можно изложить следующим образом.
В отличии от традиционных методов музыкального обучения, направленных на передачу учителем готовых сведений о музыке и музыкантах и запоминании учащимися, приобщение к музыкальному искусству средствами проблемного обучения основывается на самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкально искусства как части окружающего школьника культурного пространства. Активность учащихся в этом случае направлена на поиск «ключевых» знаний о музыке, открывающих большие пласты музыкального искусства, на самостоятельное приобщение к активной музыкальной деятельности, будь то восприятие музыкальных произведений, пение (хоровое, ансамбельное и сольное), игра на инструментах, анализ музыки.

1.2 Реализация метода проблемно-творческого обучения старших школьников на уроках музыки
Активное внедрение в педагогическую практику новых учебно-методических комплектов, в частности, комплекта «Музыка» В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак, одним из важнейших методов которого является именно метод проблемного обучения, изначально предполагает сочетание традиционного изложения материала с включением проблемных ситуаций. Реализация проблемного обучения в данном случае осуществляется при помощи целенаправленного проблемного выстраивания содержания, представленного в учебно-методических материалах.[3]
Программой отражены некоторые аспекты создания учебных ситуаций на уроках, которые служат огромным толчком к творческому подходу в реализации проблемного обучения и активизации познавательно-творческой деятельности учащихся. Необходимо отметить, что именно предлагаемые авторские методические приемы создания проблемных ситуаций, становятся первоначальным шагом порой очень удачных вариантов решения данной проблемы:

2. Опытно-педагогическая работа по формированию творчества, творческих способностей учащихся
2.1 Творческий учитель и творческий ученик
Для предмета «Музыка» общение - одно из центральных понятий. Это прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней.
Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке: между музыкой, учителем и учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности. Но все это многообразие емко и образно выражено в словах Асафьева о том, что музыка «заключается и существует в единстве и соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие.[6],[7]

2.3 Авторские технологии проблемно-творческого обучения
Необходимо отметить, что, начиная с дневников музыкальных наблюдений, открывается моя творческая лаборатория, ведущая к реализации метода проблемно-творческого обучения учащихся старших классов. Несколько раз до использования данной программы в педагогической практике, «рабочие тетради» откладывались в сторону за неимением уверенности в побуждении достаточного интереса учащихся к приведенным в них заданиям либо недостаточности багажа их знаний. Опасения подтвердились, и именно они послужили толчком к творческому подходу в использовании дневников музыкальных наблюдений (размышлений) на уроках и в самостоятельной деятельности учащихся. Вот ряд примеров творческих заданий вспомогательного характера, разработанных в соответствии с проблемными ситуациями музыкальных дневников:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В предлагаемой курсовой работе были рассмотрены различные проблемные ситуации на уроках музыки.
Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. Кроме того, бесстрашие рисковать, пробуя в классе новые приемы.
По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Творческое начало, как способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее – формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из «внешнего предмета» творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детского «Я».