Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Педагогика

Тип: Курсовая работа

Объем: 31 стр.

Год: 2015

Предварительный просмотр

Творчество как фактор и условия развитие личности


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретический показ по проблеме, что такое творчество 5
1.1 Понятие творчества, творческий потенциал, личность 5
1.2 Роль творчества как фактор и условия развитие личности 14
1.3 Творческий учитель и творческий ученик 17
2. Опытно-педагогическая работа по формированию творчества, творческих способностей учащихся 23
2.1 Исследовательская работа по выявлению творчества 23
2.2 Развитие личности на основе творчества 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

ВВЕДЕНИЕ
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские психологи. Но феномен творчества долгое время ускользал от точного психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностью, заданной целью.
Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
На рубеже XIX - XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».
Актуальность данного исследования заключается в том, что современное общество крайне ценит среди всех способностей личности человека способность особого рода - способность, обеспечивающую создание нового, оригинального. Имеющиеся у нас новые технические средства открывают перед творчеством невиданные в истории возможности. Вычислительная техника дает простор творчеству, питая воображение и вдохновляя разум. Появляются новые пути к самовыражению. Творческие способности никогда не ограничивались одной формой. Каждое общество выражало себя посредством творческих устремлений. Великие и малые творения искусства - все это стремление человеческого разума передать опыт. Одаренные и творческие дети олицетворяют верхнюю границу человеческих способностей. Какова же природа креативности, и в чем ее отличие от интеллекта? Как развивать творческие способности? Какое из условий является основным? Влияет ли личность педагога на культивирование творческого потенциала у детей? Развитие творческого мышления детей составляет новую задачу совершенствования системы народного образования, дальнейшего развития науки и культуры, обеспечивает прогресс всех областей производства и социальной жизни.

1. Теоретический показ по проблеме, что такое творчество
1.1 Понятие творчества, творческий потенциал, личность
Одно из самых распространенных определений творчества - определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового. Известный итальянский физик, посвятивший ряд своих работ психологии научного творчества, Антонио Дзикики дает весьма характерное для этого подхода определение: «Творчество - это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось».
На первый взгляд, данное утверждение можно принять. Но: во-первых, психологию интересует внутренний мир личности, а не то, что рождается в итоге ее активности; во-вторых, не ясно, что следует считать новым.
Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.
Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идей, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. В зависимости от предмета, на который направлено воображение, различают научное, художественное, технологическое воображение.[1]

1.2 Роль творчества как фактор и условия развитие личности
Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним- биологические, наследственные факторы. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность.

1.3 Творческий учитель и творческий ученик
Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Об исключительной роли учителя в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги.
Современный учитель должен хорошо владеть и способами практической деятельности, лежащей в сфере досуга. Он должен уметь : читать стихи, рисовать, делать любительские фильмы и т. д. В свою очередь, широкая включенность учителя в сферу работы клубов, кружков, туристических и спортивных секций, работу вечерних университетов создает социально-психологические предпосылки для личностных предпочтении учителя.

2. Опытно-педагогическая работа по формированию творчества, творческих способностей учащихся
2.1 Исследовательская работа по выявлению творчества
Данное исследование являлось корреляционным, так как нас интересовало возможное существование в реальной жизни взаимосвязи между творческой активностью детей и направленностью личности педагога. Таким образом, исследование включает две основные переменные творческие способности детей и направленность личности учителя.
Для развитие творческих способностей у детей мы применили следующие методы: открытие смысла сказок, смысл которых ныне искажен, забыт. Воспитывать настрой на сотрудничество, стремление видеть неизвестное в известном, глубже понимать и воспринимать происходящее. «Загадочные сказки». «Курочка Ряба», «Аленький цветочек», «Сивка -бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «дикие лебеди», «Лиса, петух и заяц».
Результаты диагностики показали, что в экспериментальной группе после проведения формирующих занятий испытуемых разделились на две подгруппы:

2.2 Развитие личности на основе творчества
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Определяющее значение в творческом процессе имеет сознательная деятельность человека, его целеустремленность. Творческий процесс - не стихийный или бессознательный акт. Он зависит от способностей, характера и творческого темперамента человека, его идейной направленности, культуры, опыта и уровня знаний. Творчество требует воображения, строгой критической мысли. Оно тесно связано с социальной жизнью. Общественная жизнь и ее различные стороны создают дополнительное эмоциональное напряжение, которое является необходимым элементом творчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая сказанное, следует отметить, что на данном этапе мы можем сделать несколько важных для нас выводов. Во-первых, творческие способности влияют на способность человека прообразовывать окружающую действительность, и это представляет собой особую ценность. Во-вторых, в процессе творения следует выделять такие понятия, как интуиция, остроумие, однако их существование практически невозможно без предварительной умственной работы. В-третьих, развитие творческих способностей часто ставится в прямую зависимость от знакомства с миром искусства. Вместе с тем, напрашивается вывод, что, поскольку искусство создается творческими людьми, то общение, непосредственное общение с подобными людьми, способными культивировать в развивающейся личности новые идеи, развивать воображение, создает благоприятную почву для воспитания творческой личности.
Мы пришли к выводу, для того чтобы педагогический процесс протекал результативно, способствовал развитию творческих способностей, необходимо учитывать и тот факт, что дети разного возраста отличаются друг от друга. другими словами, поскольку педагогический процесс проходит на фоне педагогического общения, следует учесть, что у детей разные ожидания по отношению к взрослым. Поэтому возрастной фактор является очень важным при организации работы по формированию у детей творческих способностей.