Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Культурология

Тип: Курсовая работа

Объем: 26 стр.

Полный просмотр работы

Кризис современной культуры

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА 5
1.1 Взгляды на современную культуру 5
1.2 Современная культура и цивилизация 7
1.3 Кризис и пути преодоления кризиса в современной культуре 9
ГЛАВА 2. ОБЗОР ПРОБЛЕМ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА 15
2.1 Изучение кризиса современной культуры и его причин в работах последователей Шпенглера - историков и философов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА 26

ВВЕДЕНИЕ
В истории особую остроту проблемы культуры приобретали в эпохи социальных кризисов, крутых исторических переломов, когда существенные изменения в самом бытии человека в культуры начинали основательно тревожить сознание общества.
В настоящее время актуальной темой стала проблема современного кризиса культуры и его первопричин. Изучению этой темы посвящена данная работа.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА
1.1 Взгляды на современную культуру
Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления духа данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает или бескультурье, или «рафинированную культуру».[8, 217]

1.2 Современная культура и цивилизация
Для культуры XX века в отличие от XIX века, в котором культура мыслилась в тех же синонимах, что и цивилизация, характерно разведение этих понятий. При этом культура продолжает оставаться символом всего позитивного, а цивилизация получает нейтральную оценку, а порой и прямой негативный смысл.
Цивилизация, как синоним материальной культуры, как достаточно высокая ступень овладения силами природы, безусловно, несет в себе мощный заряд технического прогресса и способствует достижению изобилия материальных благ. Вместе с тем техника, материальное изобилие сами по себе еще не означают собственно культурного, духовного расцвета, они не могут быть оценены как безусловно нравственные или же как безусловно ненравственные: они нейтральны.

1.3 Кризис и пути преодоления кризиса в современной культуре
Культура в целом неразрывно развивается, меняет свой облик, отражая облик неизменяющегося мира, потребности новой жизни. Нынешняя культура использует огромные достижения науки и техники. Она создает уют и благоденствие.

ГЛАВА 2. ОБЗОР ПРОБЛЕМ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА
Освальд Шпенглер (1880- 1936) - одна из самых драматических и противоречивых фигур в философии XX века; В работе "Закат Европы", которая стала почти бестселлером, он заглянул дальше своих современников, дав положительный импульс к развитию многих областей знания. Но сегодня практически у него нет последователей, только критики. Причина этого не только в откровенном консерватизме, но и в теоретико-методологических основах его концепции.

2.1 Изучение кризиса современной культуры и его причин в работах последователей Шпенглера - историков и философов
Английский историк и философ А. Тойнби (1889-1975) поддерживал идею циклического развития множества культур в истории человечества. Он утверждал, что тезис о единстве всемирно-исторического процесса - великое заблуждение. По Тойнби, всемирная история представляет собой совокупность историй самостоятельных "цивилизаций". Последние - своеобразные "культурно-исторические монады", то есть автономные культурные образования, проходящие в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего каждое гибнет и уступает место другому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сказать, что кризисы в культуре не являются случайным «наказанием», эпизодом в ее судьбе или жестоким приговором. В мировой культуре такого рода процессы сопровождают всю историю. Культура не способна развиваться вечно по единой, универсальной схеме. В ее развитии наступают сложности, коллизийные феномены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА
1. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. – М., 1999
2. Барулин В.С. Социальная философия. Ч.2. - М.: Изд-во МГУ, 1993.- 240с.
3. Вебер А. Германия и кризис европейской культуры // Культурология 20 века. -М.: Владос, 1995. С. 5-11.
4. Волкова Э.Н. Категории культуры // Гуманитарные науки и новые информационные технологии: Сб. науч. тр. М., 2002. Вып. 2. С. 115-126.
5. Генон Р. Кризис современного мира. -М.: Наука, 1991. С. 96-99.
6. Гуревич П.С. Культурология. -М.: Гардарики, 2001. С. 146-148.
7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1969
8. Культурология. / Под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1999. С. 217-222.
9. Культурология. Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина Изд. “Центр” М,1998г.
10. Культурология. Учебник / Под ред. А. Н. Марковой М, 1998г.
11. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. М., 1992.
12. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. - М.: Республика, 1992.
13. Розин В.М. Введение в культурологию - М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 104с.
14. Франк С.Л. Духовные основы общества. -М.: Наука, 1992. С. 50-54.
15. Фромм Э. Психоанализ и этика - М.: Республика, 1993.- 415с.