Батик
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ РОСПИСИ ТКАНЕЙ 4
2 ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БАТИКА 12
2.1 Оборудование, инструменты, материалы и их подготовка для художественной росписи 12
2.2 Основные способы росписи тканей 21
2.2.1 Холодный батик 22
2.2.2 Горячий батик 23
2.2.3 Свободная роспись 26
3 КОМПОЗИЦИЯ 31
3.1 Колорирование 39
3.1.1 Спектр. Цветовой круг 41
3.1.2 Дополнительные цвета 41
3.1.3 Колорит 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЯ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы: изучить материал по заданной технике, углубить знания о декоративно- прикладном искусстве, систематизировать знания о росписи ткани.
Основные задача - освоить основные приемы росписи ткани.
После исторической справки приводится перечень необходимых материалов и инструментов. Из способов художественной обработки ткани я останавливаюсь на холодном и горячем батике, свободной росписи.
В третью главу я включила рекомендации Барадулина и Танкус по композиции и колорировании при оформлении текстильных изделий. Они представляются мне полезными и интересными для всех, начинающих работать с декоративным текстилем. Свои суждения авторы основывают практикой, сложившейся в творчестве народных мастеров кружевоплетения, ковроделия, узорного ткачества.
1 КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ РОСПИСИ ТКАНЕЙ
Наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относятся к I веку н.э. Плиний Старший дал в одной из своих книг описание способа окраски, который применялся в Египте: В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным. Как видим, описание очень похоже на современные определения батика.
2 ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БАТИКА
2.1 Оборудование, инструменты, материалы и их подготовка для художественной росписи
Для занятий художественной росписью тканей необходи¬мо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждое ра¬бочее место представляет собой стол-тумбочку с двумя или большим количеством отделений. Здесь хранятся ткань и не¬обходимые для росписи приспособления. Размер верхней крышки стола— 1 кв. м. На этот стол укладывает¬ся деревянная раздвижная рама — пяльцы, состоящие из че¬тырех брусков с утопленными в пазах крючками. Крючки на раме служат для накалывания ткани, а потому должны быть с острыми кончиками и не выступать над брусками рамы. Крючки и бруски рамы покрываются химически стой¬ким лаком для предотвращения ржавления и загрязнения. По¬сле накалывания и натяжения ткани на раму ее положение фиксируется винтами-барашками, делающими раму устой¬чивой.
В запасе у работающего должны быть гигроскопическая вата, пластмассовые или деревянные стержни диамет¬ром 6—8 мм с заостренными концами, поролоновые и рези¬новые губки, колонковые, барсуковые кисти.
Для росписи способом холодный батик необходимо иметь набор стеклянных трубочек различного диаметра с резервуа¬ром или без него. Трубочки служат для нанесения контура рисунка. При работе по плотной ткани наводят более толстый контур, а по прозрачным, легким тканям — более тонкий.
2.2 Основные способы росписи тканей
Холодный и горячий батик основаны на применении ре¬зервирующих составов, ограничивающих растекаемость крас¬ки по полотну. В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязатель¬ного цветного контура и использование этого контура для разнообразных орнаментальных разработок придают рисунку графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограниченно.
2.2.1 Холодный батик
Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.
Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стек¬лянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар пред¬ставляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава .
Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины от¬верстия, но и от толщины трубочки.
2.2.2 Горячий батик
В горячем батике различают следующие основные способы работы:
1. Простой батик (в одно перекрытие).
2. Сложный батик (в два и более перекрытий).
3. Работу от пятна.
Простой батик. Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разо¬гретым резервирующим составом. Получается контурный ри¬сунок, геометрический или растительный орнамент.
2.2.3 Свободная роспись
Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду.
Свободная роспись по тканям из натурального шелка и синтетических волокон производится в основном анилиновы¬ми красителями (иногда с различными загустками), а также масляными красками со специальными растворителями. Осо¬бенно интересные результаты получаются от сочетания сво¬бодной росписи с контурной наводкой и отделкой резерви¬рующим составом.
3 КОМПОЗИЦИЯ
Создание произведения декоративно-прикладного искус¬ства—сложный творческий процесс: художник воплощает свой замысел, свою художественную идею средствами дан¬ного вида искусства. Основа этого творческого процесса— поиски гармонии композиции, орнаментального ритма, цвета и материала.
Композиция декоративного текстильного произведения это ритмически организованное членение его плоскости, когда все орнаментальные или изобразительные элементы выполнены в единых художественных и технических приемах и подчинены общему художественно-декоративному замыслу. Другими словами, это внутренняя взаимосвязь материала, художественных средств и идейно-образного содержания.
3.1 Колорирование
Колорит в декоративном текстильном изделии—неотъем¬лемая часть композиции. Прекрасную по рисунку вещь можно полностью загубить не соответствующим общему художест¬венному замыслу колоритом, неправильным распределением цвета. Цветом можно объединить отдельные элементы в еди¬ное целое и можно раздробить их так, что от тщательно продуманной композиции ничего не останется. Для того что¬бы грамотно решать вопросы колорирования, необходимо знать элементарные законы сочетания цветов. Влиянием цве¬тов и их сочетаний на человека, на его эмоциональное со¬стояние занимаются физиологи, психологи, архитекторы. Художники декоративно-прикладного искусства в своей практике приходят к определенным выводам, которые помогают решать более квалифицированно вопросы колорирования художественных произведений.
3.1.1 Спектр. Цветовой круг
Луч света, пропущенный сквозь трехгранную стеклянную призму, разлагается на составные цвета, на цвета линейного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Если к цве¬там спектра добавить пурпурный, смесь крайних его цве¬тов—красного и фиолетового, то можно замкнуть линейный спектр в цветовой круг . При помощи этого цвето¬вого круга попробуем разобраться в закономерностях взаимо¬действия цветов.
3.1.2 Дополнительные цвета.
Расположенные на противополож¬ных концах спектрального круга тона называются дополни¬тельными. Вот основные пары дополнительных цветов:
• желтый и фиолетовый,
• оранжевый и синий,
• красный и зелено-голубой,
• пурпурный и желто-зеленый.
3.1.3 Колорит
Колорит текстильного изделия определяется совокупно¬стью применяемых цветов, гармоничностью их сочетаний. В зависимости от преобладания тех или иных цветов колорит может быть темным или светлым, холодным или теплым, он может строиться на сочетании больших плоскостей насы¬щенных цветов или на тонких тональных сочетаниях, может быть спокойным или напряженным. Однако, прежде всего колорит характеризуется преобладающим в нем цветом — синим или желтым, фиолетовым или зеленым и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над темой расширила мои представления о мировой художественной культуре, обогатила мое понимание настоящего через прошлое. Мне представилась возможность выполнить творческую работу в технике, которая вдохновила меня. Те знания, умения и навыки, которые мной приобретены в процессе работы над проектом помогут мне в дальнейшей работе. Осознавая, что существует много других не менее интересных приемов росписи, я полагаю, что их изучение позволит мою дальнейшую работу сделать более содержательной.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. Под ред. Н. Н. Соболева. М.—Л., 1931.
2 Г у р ь е в а Т. С, Опыты Л. В. Маяковской в оформлении тканей. — Сборник трудов НИИХП, Вып. б. М., 1972.
3 Рогинская ф. Советский текстиль. М., 1930.
4 Т а н к у с О. В., Гороховская Л. М- и др. Технология росписи тканей. М., 1969.
5 Ш у м я ц к а я Н. Как создаются рисунки для тканей. — "Декоративное искусство СССР». 19,58, №8.
6 Брита Хансен. Роспись по шелку. 1997 г.