Духовная культура древних тюрков
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ТЮРКОВ 4
1.1 Быт и культура тюрков 4
1.2 Религиозные представления 6
1.3 Язык и письменность 8
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И НАУКИ 12
2.1 Устное творчество 12
2.2 Эпическое искусство 14
2.3 Вклад Аль-фараби в науку 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
ВВЕДЕНИЕ
К духовной культуре мы относим продукты деятельности чело¬века в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия. При этом мы считаем, что бытовавшие ранее в науке понятия о «высо¬кой» и «низкой» духовной культуре народов по крайней мере некорректны. Эти понятия остались в наследство от европоцен-тристских взглядов на мир, когда все непонятное и не вмещающееся в обычные представления называлось «диким», «отсталым». Мы утверждаем, что низкой или высокой культуры быть не может, куль¬тура каждого народа своеобразна и неповторима, достижения ду¬ховной культуры не могут быть измерены, взвешены или сравнены, чтобы выяснить, чья культура выше.
ГЛАВА 1. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ТЮРКОВ
1.1 Быт и культура тюрков
Культура - это способ организации жизни, специфический для каждого этноса. Люди, независимо от того, к какому они принадлежали обществу, всегда стремились к совершенству в процессе эволюции, это свойственно и кочевникам и пастухам. Современная история имеет весьма туманные представления о времени формирования кочевых народов. В отличие от земледельцев, скотоводы после себя мало что оставили, кроме курганных захоронений, но истоки нашей культуры, конечно же, находятся в первобытности. Например, неандертальцы при захоронении своих сородичей посыпали умерших красной охрой, и строили сложные жилища круглой формы, первые примитивные аналоги юрты, и ели конину. Достоверно известно что круглая форма жилища считается наиболее древней. Язык нельзя назвать сознательным изобретением человечества, но и он совершенствовался на протяжении тысячелетий, и должен рассматриваться как часть культуры, связанной с мышлением и своей структурной завершенностью. Стремление номадов к совершенствованию отразилось на формировании их языка. Согласитесь, мало кто может понять в оригинале «Слово о полку Игореве», а ведь оно написано не так давно. В то же время тюркские руны Орхона написаны на 6 веков раньше «Слова», но легко читаются и понимаются в XX веке.
1.2 Религиозные представления
Многими средневековыми и современным авторами отмечено существование у тюркоязычных народов своеобразной монотеистической религии - тенгрианства. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевого общества Евразии еще до нашей эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня в сознании казахов, несмотря на внешнюю привязанность последних к исламу.
1.3 Язык и письменность
Изменение лингвистической карты Казахстана. В сере¬дине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Казах¬стана господствовали языки тюркской группы. Уже в V в. они де¬лились на две большие ветви - западную и восточную. На языках первой группы говорили потомки гуннов и кангаров от Ертиса на востоке до Карпатских гор на западе. Группа делилась на ряд ло¬кальных языков - кангарский, хазарский, древнебулгарский, гуннский. Часть гуннов в V-VI вв. продолжала жить в Паннонии, на территории современной Венгрии. На языке, близком к кан-гарскому, говорили усуни Тянь-Шаня. Часть Жетысу, Алтайские горы и степи Джунгарии и Монголии занимали народы, говорящие на восточно-тюркских языках. Это теле, кыргызы, остатки хунну.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И НАУКИ
2.1 Устное творчество
В VI-VIII вв. среди тюркоязычных пле¬мен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восхо¬дящая к еще более ранней эпохе. Элементы древней поэтической традиции тюрков зафиксированы в китайской исторической ли¬тературе.
Китайские летописи сохранили легенды и народные истори¬ческие предания, сюжеты которых отражают древнейшие тоте¬мистические представления племен и их географическое рассе¬ление. Широко известны опоэтизация легендарных мест, исто¬рические предания о священной земле «Отукен», неоднократно упоминаемой в орхонских памятниках и трудах Аль-Бируни, Мар-вази, Махмуда Кашгари.
Представляет интерес поэтическая легенда о сказочной горной долине Ергене-Конг. Долина рисуется местом мирного обитания племен, недоступным для врага. Она окружена со всех сторон не¬приступными горами, и жизнь обитателей долины безопасна. Эта легенда отражала мечту народа о мирной жизни.
На основе древних исторических сказаний развивалось в VI-VIII вв. устное творчество, отражавшее чаяния народа, его стрем¬ление к свободе, ненависть к чужеземным завоевателям.
2.2 Эпическое искусство
Непосредственно на территории Ка¬захстана сложились наиболее известные древнейшие эпосы на тюркских языках - «Коркыт Ата» и «Огыз-наме».
Эпос «Коркыт Ата» возник в кыпчако-огузской среде бассейна Сырдарьи в VIII-X вв. и распространялся изустно. Только в XIV-XVI вв. он был записан в виде прозаического произведения «Книга дедаКоркута» азербайджанскими и турецкими писателями. Именно благодаря этому нам известен огузский вариант эпоса.
2.3 Вклад Аль-фараби в науку
В трудах Ал-Фараби нет резкого разделения философии и частных наук. В данном вопросе ему свойственно то отношение к системе знания, которое сложилось в его эпоху. Прежде чем приступить к существу дела, два замечания вводного характера.
Во-первых, Ал-Фараби высоко ценит авторитет науки и занимающихся ею людей. Для науки нужны люди чистого сердца, высоких помыслов, лишенные всякого тщеславия и мелочного себялюбия. Атмосфера научного исследования формирует культуру человека, способность его быть объективным и преклоняться перед истиной. Он нетерпим к тем, кто не способен Е выполнять высокое предназначение человека науки и играет лишь роль камня преткновения. «А наука из-за тех, кто подвизается на ее поприще, из-за того, что она оказалась несостоятельной и бесполезной для них, теряет престиж и унижается». Во-вторых, изучение вклада Ал-Фараби в естествознание и математику имеет принципиальное значение с точки зрения опровержения тех, кто говорит об отсутствии на «Востоке» самобытного мышления, ибо развитие естествознания, по своей сути противоположное мистике и суеверию, — факт чрезвычайной важности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Влияние тюрков было столь велико, что даже после падения каганата имя «тюрк» не исчезло. Арабы стали называть так всех кочевников к северу от Согда, и те с гордостью приняли это назва¬ние. В дальнейшем этот термин стал обозначением языковой семьи. Древние тюрки наиболее ярко претворили в жизнь начала степной культуры, которые зрели еще в сакское и хуннское время.
В VIII в. на территории Казахстана вырисовываются два полити¬ческих центра - Алтай-Жетысу и Сарыарка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абилев А. К. Евдокимов В. В. «Казахстан в древности». Алматы-1991 г.
2. Айдаров Г. «Памятники древнетюркской письменности.» Алма-Ата. 1991г.
3. Акишев К. А., Байпаков К. М. «Вопросы археологии Казахстана». Алматы-1993г.
4. Байпаков К. М. «По следам древних городов Казахстана». Алма-ата, 1989г.
5. Байпаков К. «Средневековая городская культура южного Казахстана и Семиречья» Алма-Ата. 1985г.
6. Гумилев Л. «Древние тюрки»- Сбор. Статей. Алма-Ата. 1967г.
7. История Казахстан А. Кузембайулы., Е. Аманжолулы, Алматы 2000г.
8. Очерк по История Казахстана Нурпеисов К. Н. Алматы-1991 г.
9. Шакарим Кудайбергенов «Родословная тюрков, киргизов, казахов». Алматы.: Жалын, 2000г.