Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: История Казахстана

Тип: Курсовая работа

Объем: 17 стр.

Полный просмотр работы

Прикладное искусство казахского народа

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЕМЕСЛО 4
1.1 Обработка камня 4
1.2 Ювелирное искусство 6
1.3 Деревообделочное искусство 10
2. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСКОГО НАРОДА 11
2.1 Войлочное производство 11
2.2 Ткачество и ковроделие 12
2.3 Вышивка 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ
Народное прикладное искусство является наследием материальной и духовной культуры древних племен, обитавших в Великой степи. Его развитие тесно связано с кочевым образом жизни традиционного казахского общества, социально-экономическим положением, самосознанием народа и историческим процессом. Культура жизнеобеспечения казахов во многом определялась народными промыслами и ремеслами. В изделиях прикладного искусства отражены древние взгляды и мировоззрения казахов в виде различных орнаментов и узоров. Ремесла условно делились на мужские и женские. Там, где требовались значительные физические затраты: обработка дерева, кожи, кости, камня, а также кузнечное и ювелирное дело - были заняты мужчины. А вот убранство жилища, швейное дело, обработка шерсти и войлока, ткачество и ковроделие, вышивка и плетение циновки считались женскими ремеслами. Где требовалась значительная физическая сила, в таких как изготовлении войлока участвовали и мужчины.

1. РЕМЕСЛО
1.1 Обработка камня
Камнерезное дело казахов было связано в основном с сооружением различных надгробных памятников. Этим ремеслом занимались специалисты, искусство которых часто передавалось от поколения к поколению.
Регион, где наиболее распространено камнерезное искусство, охватывал плато Устюрт и полуостров Мангыстау (Западный Казахстан), богатые известняком и ракушечником.

1.2 Ювелирное искусство
Казахское ювелирное искусство развивалось на основе древних традиций, взаимодействуя с культурами сопредельных народов. Ювелирное дело, в отличие от других видов казахского прикладного искусства, имевших характер домашних промыслов, носило профессиональный характер, что предопределялось спецификой производства. Казахские ювелиры – зергеры (зер-зар в переводе с персидского - золото) работали индивидуально, их мастерство передавалось по наследству.

1.3 Деревообделочное искусство
В деревообделочном деле, как ни в какой другой области казахских ремесел, существовала специализация труда.
Особенно ценились мастера по выделке деревянных частей юрты. Ремесленник имел стационарную мастерскую с набором различных инструментов: топорик (шаппа шот), набор долота (кашау) и ножей (пышак), шил (быз) и щипцов (кыскаш), пилочек (ара) и рашпилей (егеу).

2. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСКОГО НАРОДА
Стремление к удовлетворению эстетических потребностей, к максимальному использованию имевшихся возможностей для художественного оформления быта вызвала к жизни различные виды декоративно-прикладного искусства. Оно было отмечено изяществом и богатством форм, четкостью орнаментальных мотивов, высокой производства и цвета, разнообразием тонов.

2.1 Войлочное производство
Войлочное производство - это сложный процесс, требующий определенных навыков. Из шерсти изготовляли предметы быта и одежд. Из шерсти изготовляли различные предметы быта и одежд. Основным сырьем для выделки домашних мягких интерьеров была шерсть. От заготовки шерсти, его раскладки на циновку, вспрыскивания горячей водой, утрамбовки и т.д. до получения готового войлока принимали участие все молодые жители аула.

2.2 Ткачество и ковроделие
Широко была распространена и продукция тканых изделий овечьей и верблюжьей шерсти: узорные полосы - бау-баскур, узорная лента - белдеу бау, красочные паласы - алаша, такыр кілем, ворсовые ковры - калы кілем, переметные сумы - коржын, попоны для лошадей - кежім, ат жабу и т.д.
Ковры большого размера изготовляли коллективно, преимуществено из овечьей шерсти, но на основу идет и верблюжья, и козья шерсть. Ковры ткались на вертикальном и горизонтальнем ткацком станке.

2.3 Вышивка
Вышивкой украшали различные бытовые предметы, части одежд. Вышивали по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку. По войлоку вышивали орнамент тускиизов. Остальные виды материи применялись при создании следующих предметов: тускиіз -панно, сейсеп - покрывало постели, шымылдык - полог, которым отгораживали кровать сулгi- полотенце. Вышивкой украшали: рукава, ворот, подол и нагрудную часть платья, белдемше (распашные юбки), части головных уборов замужней женщины, свадебного головного убора - саукеле, тюбетейки и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из важнейших отраслей производства оседло-земледельческой среде было ремесло, обеспечивавшее население предметами первой необходимости. Среди ведущих отраслей ремесла в кочевой среде следует наз¬вать обработку кожи и шерсти, изготовление юрт, повозок, куз¬нечество, металлургию, обработку дерева и кости, ювелирные ремесла. В городах и оседлых поселках процветали гончарство, стеклоделие, ковроткачество, ювелирное ремесло, кузнечество и ткачество.
Кочевники сами изготовляли деревянные изделия, необходимые в быту и для ведения скотоводческого хозяйства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Козыбаев М.К. История и современность. А., 1991.
2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. А. 1992.
3. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах. Т.1. Адматы, 1996.
4. История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. Т.5. Алматы, 1982.
5. Козыбаев М.К. Историография Казахстана: уроки истории. Алматы, 1990.