Защита права. Реальные способы и юридические формы защиты прав и свобод
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Становление прав и свобод человека 7
1.1 Понятие и сущность прав и свобод 7
1.2 Историческое развитие прав и свобод 13
2 Реальные способы и юридические формы защиты прав и свобод 19
2.1 Судебные способы защиты прав и свобод 19
2.2 Не судебный способ защиты прав человека и гражданина 34
3 Международные механизмы защиты прав человека и гражданина 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена наличием ряда взаимосвязанных факторов, характеризующих современное состояния способов защиты прав и свобод человека и гражданина в Республики Казахстан и проводимых исследований в изучении причин их несовершенности.
Проблема выбора – одна из вечных наиболее важных и сложных проблем человечества. Права и свободы – одни из вечных наиболее важных и сложных проблем юриспруденции и правовой жизни. Они непосредственно связана с проблемами соотношения естественного и позитивного права, в целом определяет то или иное понимание сущности права и отношений правозаконности.
Проблема эта пронизывает все правовое и законодательное поле, начиная с конституционных основ и судебной деятельности вплоть до административных решений чиновников низового звена. Постоянно в правовых спорах возникает вопрос – все ли права и свободы установленные государством соблюдаются. Вопрос о защите прав и свобод на сегодняшний день абсолютно во всех странах стоит очень остро и потому заслуживает особого внимания.
Права и свободы должны соответствовать действующим законам и нормам принятыми или санкционированными государством.
1 Становление прав и свобод человека
1.1 Понятие и сущность прав и свобод
Соотношение понятий «право» и «свобода» характеризуются прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое – субъективное право любого человека или только гражданина РК.
Но иногда между этими понятиями проводится различие. Анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…»[1]. В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). При этом «право» может самой Конституцией включаться в состав «свободы».
Однако разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями так же именуют «свободами». Различие в терминологии является скорее традиционным, сложившимся ещё в 18-19 веках.
Различие между человеком и гражданином, как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции РК. Конституционные права и свободы человека предоставляются любому индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица являющиеся гражданами Республики Казахстан, статьи Конституции указывают на это [1].
1.2 Историческое развитие прав и свобод
Историческое развитие начал свободы и права в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права – формального (правового) равенства – первоначально несвободная масса людей постепенно преобразуется в свободных индивидов. Можно сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе.
Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались в общем русле мифологических представлений о том, что полис (город-государство) и его законы имеют божественное происхождение и опираются на божественную справедливость. Право вообще и права отдельных людей – членов полиса восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному порядку справедливости.
Божественная по своей природе справедливость у Гомера выступала в качестве объективного основания и правого критерия. И только то, что соответствовало тогдашним взглядам на справедливость, воспринималось как право.
2 Реальные способы и юридические формы защиты прав и свобод
2.1 Судебные способы защиты прав и свобод
Решение сложных задач преобразования казахстанского общества в огромной степени зависит от укрепления государства. Сильное государство –это правовое государство, основанное на приоритете прав человека и обязанности его признавать, соблюдать и защищать их. Упрочение государственности должно начинаться с совершенствования существующих и создания новых процедур, институтов и механизмов, которые призваны обеспечить реальность провозглашенных в Конституции Республики Казахстан прав человека. Прямое, непосредственное действие Конституции не означает, что содержащиеся в ней нормы о правах человека могут быть реализованы вне конкретных процедур и механизмов, то есть юридических гарантий, установленных законом. Решение проблемы прав человека не сводится лишь к расширению круга прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции, или укреплению их гарантий. Речь в действительности идет о качественном обновлении всей концепции прав и свобод человека, гражданина и практики их конституционного обеспечения. И в процессе такого обновления чрезвычайно важно иметь в виду, что данная проблема имеет как внутригосударственные, так и международные аспекты, что обусловлено характером изучаемой проблемы [18].
2.2 Не судебный способ защиты прав человека и гражданина
К не судебным способам защиты прав и свобод человека и гражданина относится обращение в прокуратуру, к адвокатам, к уполномоченному органу, комиссию по правам человека и т. д.
Прокуратура Республики Казахстан – подотчетный Президенту Республики Казахстан государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства. Будучи подотчетной лишь Президенту прокуратура является одним из элементов механизма «сдержек и противовесов», обеспечивающего разделение властей и баланс между ними. Является правовым инструментом главы государства, гарантирующим незыблемость конституции, соблюдение прав и свобод человека и гражданина [36].
уры судопроизводства.
3 Международные механизмы защиты прав человека и гражданина
В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала 20-го века, права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства – участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции.
Международные способы зашиты основываются на Международном пакте о гражданских и политических правах. Принятым в Нью-Йорке 16 декабря 1966г. резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи, вступил в силу 23 марта 1976года. Ратифицирован Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91-III, вступил в силу для РК 24 апреля 2006 года и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Принятого в Нью-Йорке, 16 декабря 1966 г. резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от, вступил в силу 3 января 1976 года. Ратифицирован Законом Республики Казахстан 21 ноября 2005 года № 87-III, вступил в силу для РК 24 апреля 2006 года. В данных международных пактах в соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Признавая, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха, нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия. При которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами, принимая во внимание, что по Уставу Организации Объединенных Наций государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека, принимая во внимание, что каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых в Пактах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в современном мире – явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми (они могут быть авторитарными, тоталитарным, а также лишенными каких-либо четких характеристик). Ответ на этот вопрос связан не только с правовыми характеристиками, он охватывает более широкую сферу общественных отношений.
Проанализировав все имеющиеся материалы, приобщенные к данной дипломной работе, следует вспомнить, что защита прав, свобод человека и гражданина – это основная задача любого демократического государства. Конституции РК устанавливает, что высшими ценностями являются человек, его права и свободы. Поэтому человек и гражданин, проживающие на территории Республики имеют право пользоваться любыми не противоречащими закону способами защиты своих прав и свобод как внутри государства, так и за его пределами, а государство в свою очередь должно способствовать реализации этих способов.