Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Педагогика

Тип: Реферат

Объем: 13 стр.

Полный просмотр работы

Педагогическая мысль и образовательная система Казахстана в 20-е -50-е годы ХХ века

Содержание
1 Просветительские взгляды А.Байтурынова 3
2 Просветительские взгляды М.Жумабаева 5
3 Просветительские взгляды Ш.Кудайбердиева 8
4 Просветительские взгляды М.Дулатова 10
5 Просветительские взгляды Ж. Аймаутова 12
Литература 13

1 Просветительские взгляды А.Байтурынова
Редактор первой национальной газеты "Казах", основоположник казахского языкознания, нарком просвещения в 20-е годы, автор первых учебников по казахскому языку для национальных школ, создатель казахской терминологии по лингвистике и литературоведению, А.Байтурсынов был арестован по ложному обвинению и 8 декабря 1937 года расстрелян.
С именем А,Байтурсынова связано развитие инновационных педагогических идей в Казахстане в 20-е годы. Роль педагогической прессы, проблемы начальной школы, системы высшего образования, совершенствование содержания, форм и методов обучения, духовно-эстетическое воспитание подрастающего поколения - это не полный перечень проблем, рассматриваемых А.Байтурсыновым. Как и известный русский педагог, просветитель К.Д.Ушинский, сторонник идеи народности в образовании, А.Байтурсынов призывает к созданию свободной школы, школы обучения на родном языке, достойной воспитать настоящего гражданина своего отечества.

2 Просветительские взгляды М.Жумабаева
Известный казахский писатель, поэт публицист, талантливый переводчик, просветитель Магжан Жумабаев внес неоценимый вклад в развитие педагогической мысли Казахстана. Магжан учился в медресе им. Галия (Высшая школа) в г.Уфе, потом в Омской учительской семинарии, позже окончил литературно-художественный институт под непосредственным руководством В.Я.Брюсова. Именно Брюсову принадлежит характеристика Магжана Жумабаева как "казахского Пушкина". Он был одним из самых образованных деятелей культуры советского Востока, активно участвовал в общественно-политической жизни страны: работал над организацией казахских школ, занимался подготовкой педагогических кадров, составлением учебников и учебных пособий, методических рекомендаций.

3 Просветительские взгляды Ш.Кудайбердиева
Великий казахский философ, поэт, просветитель Шакарим Кудайбердиев занимает особое место в истории педагогической мысли Казахстана. Его философско-педагогические воззрения основываются на глубоком понимании им биологической и духовной сущности человека, необходимости совершенствования личности и общества. По мнению Шакарима, достижение казахским народом высокой культуры, нравственности, материального благополучия зависит от воспитания и образования. Формирование духовно-нравственных качеств у подрастающего поколения должно быть главной задачей. Основой для этого должны быть: любовь к Родине, искренняя вера в Бога-Создателя, гуманность, справедливость, достоинство и др. Шакарим вслед за Абаем призывал молодёжь овладевать знаниями, ремеслами. В воспитании детей и молодёжи должно быть тесное взаимодействие семьи, общества. Педагогические мысли он стремился передать через своё творчество. В стихотворениях "Арман", "Дуние мен омир" и многих др. поэт, осуждая алчность, нечистоплотность, беззаконие, призывает молодёжь к овладению знаниями, предостерегает их от хитрости, лицемерия, обмана.Первостепенное значение Шакарим придавал трудовому воспитанию, приучению к труду, трудовой деятельности как основе добродетельной жизни и материального благосостояния.

4 Просветительские взгляды М.Дулатова
Основатель публицистической, гражданской школы в казахской поэзии, замечательный переводчик, журналист М. Дулатов оставил после себя богатое духовное наследие. В 1902 году он окончил Тургайскую русско-казахскую школу. Учительствуя в дальних аулах в течение 7 лет, М.Дулатов чувствовал, как в недрах казахского народа, униженного, бесправного и угнетенного царизмом, нарастает бунт. Под влиянием ссыльных революционеров он активно включается в борьбу с колониальной политикой царизма. В 1904 году он работает в подпольных революционных кружках Омска, сближается с А.Букейхановым,А.Байтурсыновым и др. М.Дулатов был одним из первых лидеров правительства "Алаш".

5 Просветительские взгляды Ж. Аймаутова
Ж. Аймаутов - человек щедрого таланта, талантливый писатель, ученый, просветитель, педагог, психолог. Его перу принадлежат более десятка учебников и учебных пособий по методике, педагогике, психологии, этике, эстетике и лингвистике. Он автор многих художественных произведений, сотен научно-популярных и публицистических книг, переводов произведений У.Шекспира, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого.

Литература
1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XIX-XXв. / отв. Ред. Э.Д. Днепрова. –М., 1991.
2. Храпченков Г.М. История школы и педагогической мысли Казахстана / Г.М.Храпченков, В.Г.Храпченков. - Алматы."Кайнар",1998.-168 с.
3. История педагогики. В 2-х частях // Под ред. А.И. Пискунова - М., 1997
4. Бурабаев М.С. Общественная мысль Казахстана в 1917-1940 гг. – Алма-Ата, 1991.
5. Бержанов К.Б. Русско-казахское содружество в развитии просвещения/ К.Б.Бержанов.- Алма-Ата, 1965.-342с.
6 История Казахстана с древнейших времен до наших дней. – в 5т. Алматы,1997.-т.3.-238с.