Предмет: Педагогика и методика начального обучения
Тип: Дипломная работа
Объем: 65 стр.
Год: 2010
Игровые технологии обучения как средство активизации познавательной деятельности школьников
Содержание
Введение 6
1 Психолого-педагогическое обоснование проблемы роли игровых технологий обучения как средство активизации познавательной деятельности школьников 10
1.1 Игра как важнейшее средство обучения и воспитания школьников. Интерпретация понятий: «игра», «игровые технологии», «познавательная деятельность», «познавательная самостоятельность», «активизация познавательной деятельности» 10
1.2 Особенности развития познавательной деятельности младших школьников 18
1.3 Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности школьников 25
2 Экспериментальное исследование процесса влияния игровых технологий обучения на активизацию познавательной деятельности школьников 35
2.1 Особенности содержания курса игр РТВ (Развитие Творческого Воображения) в активизации познавательной деятельности младших школьников 35
2.2 Описание и анализ опытной работы по активизации познавательной деятельности младших школьников посредством игровых технологий обучения 50
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение 67
ьников 35
2.1 Особенности содержания курса игр РТВ (Развитие Творческого Воображения) в активизации познавательной деятельности младших школьников 35
2.2 Описание и анализ опытной работы по активизации познавательной деятельности младших школьников посредством игровых технологий обучения 50
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение 67
h3>
Введение
Одной из принципиальных сфер жизни казахстанского сообщества постоянно было и станет образование. От него зависит грядущее нашего страны, умственный и созидательный потенциал сообщества.
В сфере образования муниципальная политика ориентирована " на автоматизацию учебного процесса для повышения свойства образования и эффективности управления, снабжение доступности высококачественного образования для всех слоёв народонаселения, создание в 12-летней школе интеллектуального, физиологически и религиозно развитого гражданина РК, приобретение уровня свойства верховного образования, " [1; 2].
В крайние годы запросы, предъявляемые к умственному обучению деток младшего школьного возраста, растут.
При этом сложилась отрицательная желание постепенного ухода забавы из общешкольного учреждения. Игра вытесняется учебной деловитостью. Чрезмерная занятость деток в общешкольном учреждении ведет к тому, что они все ранее и ранее стают " малеханькими зрелыми ".
Актуальность роли забавы в начальной школе в настоящее время увеличивается и в следствии перенасыщенности современного школьника учебной информацией. Во всем мире, и в Казахстане в частности, безгранично расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные козни в крайнее время обрушивают на учащихся большой размер инфы.
рекомендации по активизации познавательной деятельности младших школьников посредством игровых технологий обучения.
Новизна исследования заключается в обосновании игровых технологий обучения как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.
Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении и систематизации данных о влиянии игровых технологий обучения на активизацию познавательной деятельности младших школьников.
Практическая значимость: разработка методических рекомендаций по активизации познавательной деятельности
Методологическая основа: теория личности, теория деятельности, теория целостного педагогического процесса, труды ученых Л.С.Выготского, Н.Ф.Талызиной, Г.И. Щукиной, Д.Б.Эльконина и др.
Методы исследования: тестирование, анкетирование, эксперимент, беседы, анализ продуктов деятельности, анализ теоретических источников и школьной документации.
База исследования:
1 Психолого-педагогическое обоснование проблемы роли игровых технологий обучения как средство активизации познавательной деятельности школьников
1.1 Игра как важнейшее средство обучения и воспитания школьников. Интерпретация понятий: «игра», «игровые технологии», «познавательная деятельность», «познавательная самостоятельность», «активизация познавательной деятельности»
Игра – большое открытие человека; она владеет для его био, общественного и духовного развития не не в такой мере, а, может существовать, даже и большее смысл, чем пламя и колесо… В ней, как в зеркале отображалась деяния населения земли со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабенькими гранями. Еще в варварском сообществе существовали забавы, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, треволнения дикарей по предлогу погибели раненого приятеля. Игра была связана с различными обликами художества. Дикари игрались как детки, в забаву вступали танца, песни, составляющие драматического и изобразительного художества. Иногда забавам причисляли волшебные деяния/
Таким образом, человечная забава появляется как активность, отделившаяся от продуктивной трудящийся деловитости и представляющая собой воссоздание отношений меж людьми. Так возникает забава зрелых, забава как база грядущей эстетической, изобразительной деловитости. С чем соединено происхождение ребяческой забавы? Детство было не постоянно. О происхождении юношества разрешено произносить только тогда, когда теряется вероятность конкретного подключения деток в производственный труд зрелых. К человеческому малолетству, как к особенному шагу подготовки малыша к грядущей зрелой жизни предъявлялись все огромные и огромные запросы. Чем больше формирование сообщества, тем труднее делается период подготовки малыша к зрелой жизни. Игра появляется в ходе исторического развития сообщества в итоге конфигурации места малыша в системе публичных отношений. Она социальна по собственному происхождению, по собственной природе. Игра не появляется подсознательно, а складывается в процессе обучения. Являясь массивным стимулом развития малыша, она хозяйка создается под действием зрелых. В процессе взаимодействия малыша с предметным миром, непременно при участии зрелого, не сходу, а на определенном шаге развития этого взаимодействия и появляется действительно человечная ребяческая забава. " Игра, игровая активность, один из видов деловитости, соответствующих для животных и человека " – отмечается в " Педагогической энциклопедии ". Игра в всякую историческую эру завлекала к себе интерес преподавателей. В ней заключена настоящая вероятность, взращивать и учить малыша в веселья.. [12, 13, 14, 15, 16]
вий с опорой на стиль. Функциональное формирование игровых действий вливается онтогенетическое формирование, формируя зону наиблежайшего развития умственных действий.
В игровой деловитости проистекает значимая перестройка поведения малыша - оно делается произвольным. Под произвольным поведением нужно воспринимать поведение, исполняющееся в согласовании с образом и контролируемое методом сравнения с сиим образом как шагом.
Игра владеет смысл и для формирования дружного ребяческого коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования позитивного дела к труду и еще для многого иного.
Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою базу, на то воздействие, которое забава оказывает на психическое формирование малыша, на развитие его личности.
1.2 Особенности развития познавательной деятельности младших школьников
Педагоги определяют активное предназначение познавательной деловитости как оружие познаниями, умениями, навыками, помощь обучению, обнаружение возможных способностей, прибавление к поисковой и творческой деловитости
Педагогический процесс владеет несомненными способностями для развития творческой деловитости за счет такого, что конкретно в нем деятельно проистекает формирование познавательной деловитости.
Для удачного развития познавательной и поэтому творческой деловитости нужно ведать индивидуальности развития познавательных действий учащихся начальных классов, таковых как воспринятие, память, мышление, интерес, фантазия. Именно формирование данных психических действий гарантирует удачное изучение учебной познавательной деловитостью( М. Р. Львов, С. Л. Лысенкова, М. И. Махмутов и др.) [35, 36, 37]. Особенности учебно-познавательной деловитости: во-1-х, индивидуальности для деток формирует школьный режим, во-2-х, существенно изменяется нрав взаимоотношений, возникает новейший эталон поведения – преподаватель, в- третьих, изменяется динамический стереотип ублажения или неудовлетворения собственной познавательной деловитостью, у малыша слабо еще развито поле его интеллектуальной деловитости и самостоятельности. Познавательная активность сопровождается готовностью и усталостью, осознанием и недопониманием, интересом и невниманием, сторонними увлечениями
Особенности работы учителя: преподаватели, по Щукиной Г. И. обязаны:
роках.
Вывод: Обобщая вышеупомянутое разрешено отметить некие условия содействующие развитию познавательных интересов младших школьников: наибольшая защита на функциональную мыслительную активность, знание учебного процесса на рациональном уровне развития учащихся, творение позитивной эмоциональной атмосферы. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может проистекать по двум главным каналам, с одной стороны само оглавление учебных предметов охватывает в себе эту вероятность, а с иной – методом определенной организации познавательной деловитости учащихся.
1.3 Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности школьников
Педагоги определяют активное предназначение познавательной деловитости как оружие познаниями, умениями, навыками, помощь обучению, обнаружение возможных способностей, прибавление к поисковой и творческой деловитости
Педагогический процесс владеет несомненными способностями для развития творческой деловитости за счет такого, что конкретно в нем деятельно проистекает Задолго до такого, как забава стала предметом научных изучений, она обширно использовалась в качестве 1-го из важных средств обучения деток. Время, когда воспитание выделилось в необыкновенную общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и внедрение забавы как лекарство обучения. В разных педагогических системах забаве придавалась различная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или другой мерке не отводилось бы пространство в забаве. Игре приписывают наиболее различные функции, как кристально образовательные, так и воспитательные, потому появляется надобность наиболее буквально найти воздействие забавы на формирование малыша и отыскать её пространство в общей системе воспитательной работы учреждений для деток.
один из приёмов преодоления пассивности воспитанников.
Таким образом, осмотрев абстрактные базы применения игровых технологий как лекарство активизации познавательной деловитости младших школьников, мы пришли к выводу, игровые технологии являются одной из неповторимых форм обучения, которая дозволяет изготовить увлекательными и интересными не лишь работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и содействуют активизации познавательной деловитости школьников.
2 Экспериментальное исследование процесса влияния игровых технологий обучения на активизацию познавательной деятельности школьников
2.1 Особенности содержания курса игр РТВ (Развитие Творческого Воображения) в активизации познавательной деятельности младших школьников
Современная педагогика отреагировала на требования сообщества переходом к 12-летнему образованию, главный задачей которого для начальной школы является " снабжение начального развития личности малыша, обнаружение и формирование его возможностей " чрез творение среды для удачного саморазвития, самоопределения и самореализации личности.
Применение обычных способов и форм не дозволяет вполне постановить установленные задачки, потому появляется надобность внедрения инноваторских технологий творческой ориентации.
Курс игр РТВ( Развития Творческого Воображения) является попыткой решения задач, какие становит перед начальной школой правительство - творение критерий для творческого развития личности всякого воспитанника.
Целью вступления реального курса является формирование творческих возможностей деток, дозволяющих улаживать проблемные задачки и понимать творческие продукты( загадки, басни, пословицы рассказы, фальшивки, картинки и т. д.).
ляются всепригодными законами развития. Часто использование способов игр-РТВ делает нужным пересмотр содержания, модифицирование последовательности исследования отдельных тем или разделов с целью выявления общих верховодил, принципов, закономерностей, по которым развиваются изучаемые системы.
2.2 Описание и анализ опытной работы по активизации познавательной деятельности младших школьников посредством игровых технологий обучения
С целью исследования воздействия игровых технологий на активизацию познавательной деловитости школьников нами был организован опыт на складе Харьковской главный школы Мендыгаринского района.
Эксперимент был проведён в сентябре-марте 2012 - 2013 уч. года. В опыте участвовали школьники 1-х классов: 1-В( опытный класс) и 1-А( ревизорский класс).
Работа проводилась в три шага:
1 шаг - констатирующий( сентябрь 2012г.) – исследование документации, отбор способов, организация первичного изучения;
2 шаг - создающий( октябрь2012 – март 2013 г. г.) – осуществление програмки игр-РТВ, игровых технологий как лекарство активизации познавательной деловитости младших школьников;
3 шаг - ревизорский( март 2013г.) – повторная диагностика, переработка и анализ приобретенных итогов.
Цель опыта - представить способности игр-РТВ, игровых технологий в учебном процессе для активизации познавательной деловитости и творческих возможностей младших школьников.
Задачи:
удовлетворенность победы, открытия; ежели увлекающий его объект актуален, недалёк ему или связан с иллюзией.
Таким образом, итоги опыта разрешают изготовить вывод, что в критериях опыта существенно увеличились характеристики уровней сформированности познавательной энергичности и творческих возможностей младших школьников. Полученные итоги обосновывают положительное воздействие и высшую эффективность особой системы применения дидактических игр РТВ - развития творческого воображения школьников.