Философия Фомы Аквинского
Содержание
Введение 3
1. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики 4
2. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом 6
3. Специфика средневековой схоластики 9
4. Ориентации и переориентации религиозной философии 10
5. Проблема «доказательства» существования бога 13
6. «Поворот к человеку»: классическое и неклассическое в религиозной философии 16
Заключение 18
Список литературы 19
Введение
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытатели Альберта Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля.
1.Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики
Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении - что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма – источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.
2. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом
Как утке отмечалось, средневековая философия вобрала в себя две различные традиции: христианское откровение и античную философию. В учении Фомы возобладала последняя. Напротив, критики томизма апеллируют к библейской традиции, в рамках которой воля (прежде всего божественная воля - всемогущество бог) стоит выше разума и определяет его. Расцвет номинализма приходится на XIII и особенно XIV века; его главные представители - Уильям Оккам (1285- 1349), Иоганн Буридан (конец XIII-XIV век), Николай из Отрекура (XIV век) и др.
3. Специфика средневековой схоластики
Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания.
Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как "служанку теологии".
4. Ориентации и переориентации религиозной философии
Каковы те главные принципы и ориентации, которые религи¬озная философия кладет в основание философии? По каким линиям идет обновление, переориентирование религиозной фи¬лософской мысли? Ограничимся при рассмотрении этих вопросов важнейшим аспектом — пониманием задач, предмета, главных проблем философии.
5. Проблема «доказательства» существования бога
На протяжении всей своей истории, включая и современ¬ность, важнейшим, если не первейшим предметом теологии и ре¬лигиозной философии остается проблема бытия бога. Правда, в наше время в адрес религиозной философии все чаще высказы¬вается такой упрек: если бог действительно и несомненно суще¬ствует, почему необходимо столь упорно доказывать его сущест¬вование? На этом основании иные «новаторы» в самой религии предлагают вообще исключить данную проблематику из теологии и философии.
6. «Поворот к человеку»: классическое и неклассическое в религиозной философии
Проблема человека занимала заметное место в классической религиозной философии. Августин, Фома Аквинский и другие классики религиозной философии неизменно включали в свои фи¬лософские системы раздел о человеке. Вместе с тем догматически установленная религиозной идеологией иерархия ценностей (запечатленная в различных «священных» текстах и документах церквей, например христианских) никогда не отводила челове¬ку первое место. Теологи и философы христианства издавна объявляли его проблемой второстепенной по сравнению с вопро¬сами о боге, его существовании, богопознании.
Заключение
Безусловно, «антропологический поворот» в религиозной мысли представлен мыслителями, позиции которых различались и которые спорили друг с другом. Но в их взглядах есть и много общего. Мы и рассмотрим их в определенной типологической обобщенности.
«Антропологический поворот» связан с решимостью филосо¬фов-реформаторов в определенном смысле пересмотреть традици¬онную иерархию ценностей и проблем религиозной философии. Если традиционная религиозная философия сводила все во¬просы философии, включая и вопрос о человеке, к проблеме бога, то религиозная философская антропология XX века, как видим, ставит в центр именно широко понятую проблему человека. И хотя отношение человека к богу философы этого направления считают необходимым также «подтянуть к центру», все же переориентация по сравнению с религиозной классикой происходит заметная и не¬маловажная.
Cписок литературы
1. Боргош Юзеф. Фома Аквинский М.,1975. – 504с.
2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991.- 603с.
3. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. – 623с.
4. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990. – 589с.
5. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой культуры. М., 1981. – 530с.