Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Основы политологии и социологии

Тип: Контрольная работа

Объем: 17 стр.

Полный просмотр работы

Гражданское общество и правовое государство. Политика и мораль. Политические идеи средневековья. Религия и политика. Теория элитаризма

Содержание
1 Гражданское общество и правовое государство 3
2 Политика и мораль 6
3 Политические идеи средневековья 10
4 Религия и политика 12
5 Теория элитаризма 15
Список литературы 17

1 Гражданское общество и правовое государство
Понятие «гражданское общество» позволяет разграничить сферы политической и неполитической жизни общества и употребляется в двух значениях.
Гражданское общество в широком смысле - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений.
Гражданское общество в подлинном и более узком смысле представляет собой цивилизованное состояние общества, характерной чертой которого является равноправие личности, сообщества граждан и государства.
Гражданское общество формируют три начала: индивидуальное, коллективное и государственное. Силой, связующей личность и общество, является государство. Последнее выделяется на определенном этапе развития общества и объединяет его членов в гражданское сообщество, закрепляя законодательно его структурные элементы: хозяйственные, экономические, семейные, культурные, правовые и другие отношения с участием граждан.

2 Политика и мораль
Мораль и политика как специализи¬рующиеся на регуляции поведения людей секторы общества имеют и об¬щие черты, и отличия. Обе этих сферы вырастают из единого источника - противоречия между индивидуальностью и уникаль¬ностью человека - с одной стороны, и его коллективной приро¬дой, «обреченностью» жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто существовать, быть человеком без дру¬гих людей - со стороны другой.

3 Политические идеи средневековья
В средние века (V - XV века н. э.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Она исходило из того, что все сущее возникло по воле Бога; изменения же в обществе вызываются Богом для того, чтобы покарать или вознаградить людей.
В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма (источник всего сущего - Бог), креационизма (Бог из ничего сотворил живую и неживую природу), провиденциализма (Бог - управленец всех мировых событий).
В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

4 Религия и политика
Выясним, какое влияние могут оказывать и оказывают друг на друга религия и политика. Рассмотрим сначала не столь важное с точки зрения политологии, влияние политики на религию.
Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы.

5 Теория элитаризма
Ранняя теория элит («элита» - лучшее, отборное, избранное), разрабатывалась В.Парето, Г.Моска, Р.Михельсом (конец, XIX - начало XX в.). Её основное положение - у власти находятся два класса: властвующие (элита) и подвластные (народ, , трудящиеся). Не имея ничего общего с демократическими теориями, ранняя теория элит отрицала способность масс к управлению. Исключение составляет допущение Г.Моска об обновлении элиты за счет наиболее способных к управлению из числа активных низших слоев общества. Но это отнюдь не свидетельствует о демократической, позиции теории раннего элитаризма. Её идеологи были убеждены в том, что правящий класс концентрирует руководство политической жизнью страны в своих руках, а вмешательство непросвещенного народа в политику может только дестабилизировать или разрушить сложившиеся общественно-политические структуры.

Список литературы
1. Казахстанская политическая энциклопедия Алматы, 1998 г.
2. Мельник В.А «Политология» Минск 1996 г.
3. Мурадян А.А., Двуликий Янус «Введение в политологию» М., 1994 г.
4. Мустафин Т.Т. «Политология» Алматы 1993 г.