Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Теория государства и права

Тип: Курсовая работа

Объем: 31 стр.

Год: 2012

Полный просмотр работы

Правовое государство, история и ее проблемы


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4

1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ 6
1.1 Развитие идей правового государства в древности 6
1.2 Развитие идей правового государства в эпоху феодализма 8
1.3 Развитие идей правового государства в период 18-20 веков 9
1.4 Развитие концепций правового государства в Казахстане 13

2 ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В КАЗАХСТАНЕ 17
2.1 Этапы конституционного строительства в Республике Казахстан 17
2.2 Проблемы развития гражданского общества в Казахстане 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

ВВЕДЕНИЕ


Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Такие вопросы, как: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
С. А. Котляревский считал, что понятие о правовом государстве возникло, вероятно, из смутной потребности дать какое-нибудь обоснование факту властвования и подчинения. В средние века слагается представление о гранях, перейти которые не может самая верховная власть в данном государстве, нарушить которые не может его закон. В истории европейских монархий смутное противопоставление этого ограничивающего начала фактическому самодержавию монарха переплетается с различными циклами идей: божественного мироправления, потенциальных правомочий, присущих всему народу, оформленного договора, в который некогда вступили люди друг с другом. Стремление ответить на данный вопрос и дает главный смысл работе, которую и произвела школа естественного права [1, c. 195].
Актуальность выбранной темы заключается в том, что современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии (вспомним наглядный пример – в нашей стране в течение долгих десятилетий действовала однопартийная система, а государственной идеологией был марксизм-ленинизм).
Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявлялся в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.
В связи со всем вышесказанным, на мой взгляд, крайне необходимо развивать идею правового государства.
Цель курсовой работы – исследовать историю и ее проблемы становления правового государства.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Исследовать развитие идей правового государства в древности.
2. Рассмотреть развитие идей правового государства в эпоху феодализма.
3. Показать развитие идей правового государства в период 18-20 веков.
4. Изучить развитие концепций правового государства в Казахстане.
5. Показать этапы конституционного строительства в Республике Казахстан.
6. Охарактеризовать проблемы развития гражданского общества в Казахстане.

1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

1.1 Развитие идей правового государства в древности


Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.
Так, еще в знаменитых диалогах под названием «Государство», «Политик», «Законы» и других древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях». [2] Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, «где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

1.2 Развитие идей правового государства в эпоху феодализма


В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политическом власти и ее формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных властей, соответствующей новому отношению социально-классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных, ив публично-политических отношениях. В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. [5]

1.3 Развитие идей правового государства в период 18-20 веков


Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих особенно ХVIII-ХХ веков. Ряд положений теории правового государства развивался, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и многие другие. Обращаясь к этому периоду борьбы за политические и правовые идеалы, великий русский писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин вспоминал в рассуждениях одного из своих героев: «В конце пятидесятых и в начале шестидесятых годов я просто- напросто ощущал, что подо мною горит земля. Я нежил в то время, а реал и трепетал при звуках: «гласность», «устность», «свобода слова», «вольный труд», «независимость суда» и т.д., которыми был полон тогдашний воздух. В завершение всего, я был мировым посредником». [6]

1.4 Развитие концепций правового государства в Казахстане

В казахском обществе признаки военной демократии сохранялись до XVIIIв. Процесс становления государственности шел довольно медленно. В эпоху саков общественный строй кочевых племен характеризовался чертами военной демократии. Социальную основу этого строя составляли кровнородственные племена, союз племен. Сменившие саков уйсуки и канглы также находились на стадии военной демократии. Социальную основу этого строя также составляли кровнородственные племена. Ядром таких племен были роды, которые в случае войны выставляли воинов с родовым вождем. Союз уйсуков мог выставить до 190 000 воинов, а союз канглы до 150 000, что характеризовало мощь и силу древних обществ.
В начале нашей эры на территорию Казахстана вторглись тюркские племена – гунны. Верховная власть здесь принадлежала совету вождей, который подчинялся царю. Постепенно гунны смешались с завоеванными племенами.

2 ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В КАЗАХСТАНЕ

2.1 Этапы конституционного строительства в Республике Казахстан


История становления нового конституционного законодательства Республики Казахстан берет свое начало с момента принятия закона Казахской ССР «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР» от 24 апреля 1990 года. Это закон не относится к разряду обычных изменений Конституции, каких было немало раньше. Данный закон внес существенное изменение в систему управления государством.
Важным актом конституционного характера первого этапа являлась Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года. Декларация провозглашала приоритет законов КазССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан-Центр. В частности, в Декларации провозглашалось, что:

2.2 Проблемы развития гражданского общества в Казахстане


Идея построения гражданского общества стала одним из приоритетных направлений государственной стратегии реформ, основу которой составляет программа демократизации и политических реформ, предложенная Президентом страны.
Основополагающими принципами гражданского общества в Казахстане стали признание идеологического и политического многообразия, отделение государственных и общественных институтов. Законодательно защищены права граждан страны на создание политических, общественных, профессиональных объединений. [14]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод:
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Итак, правовое государство обеспечивает:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.
3. Взаимную ответственность государства и личности
4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон).
Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.
Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно всегда оставалось и остается государством.
Что это означает? Во-первых, то, что оно не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общеполитических организаций. А во-вторых, что оно помимо своих собственных специфических признаков и черт обладает, как и любое иное государство, своими обще родовыми признаками и чертами.
По сравнению, например, с негосударственными организациями оно, как и любое другое государство, обладает публичной властью. Выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества.
Правовое государство как особое звено политической системы общества располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Последний в данном случае выступает в виде совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством целей и задач.
Проанализировав изученный материал, познакомившись с работами авторов относительно путей и методов совершенствования государственного устройства и создания правового государства хотелось бы высказать свою точку зрения на ряд положений по этой проблеме.
На протяжении многих столетий с момента зарождения государственной формы устройства и организации жизни общества человечество всегда стремилось найти оптимальные варианты взаимоотношений между интересами личности, общества и власти. Мировая история богата примерами свидетельствующими о многочисленных неудачах и трагедиях, связанных с игнорированием объективных правовых начал рациональной и разумной организации государственного устройства. Власть, формирующая свои взаимоотношения с обществом преимущественно только на принуждении, силе, жестокости рано или поздно обречена на вымирание и гибель.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. — М., 1915. — 234 с.
2. Бабурин С.Н. Территория государства: теоретико-правовые проблемы: Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. М., 1998
3. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. Учебник. СПб., 2009.
4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 2007
5. Общая теория государства и права: Академический курс в 2 х т. Т. 1. Теория государства / Отв. ред. проф. М.Н.Мар¬ченко. — М.: Зерцало, 1998.
6. Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения/ Ш.-Л.Монтескье. - М., 1955. - С.290
7. Данилов С.Ю. Правовые демократические государства: очерки истории. — М.: Инф. внедр. центр «Маркетинг», 1999. — 292 с.
8. Сартаев С.С. и др. История государства и права Казахской ССР. Ч. II: Учеб. пособие. — Алма-Ата: Мектеп, 1984. — 231 с.
9. Ахметова Н.С., Кожахметов Г.З. История государства и права Республики Казахстан. Ч. 1. С древнейших времен до начала XX века. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2001. — 334 с.
10. Баишев Ж. Казахстан: этапы государственности (конституционные акты). — Алматы: Жеті жарғы, 1997. — 488 с.
11. Баишев Ж.Н. Конституционное право Республики Казахстан: Учеб.-метод. пособие. — Алматы: Жеті жарғы, 2001. — 392 с.
12. Демократизация политического процесса и перспективы института общественной политики в Республике Казахстан. — Алматы: Изд. дом «Білік», 2000.
13. Нурпеисов Е.К., Котов А.К. Государство Казахстан: от ханской власти к президентской республике. — Алматы: Жетi жарғы, 1995. — 88 с.
14. Сапаргалиев Г.С. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. — Алматы: Жеті жарғы, 2002. — 528 с.
15. Основы государства и права Республики Казахстан: Учеб. пособие. — Алматы: Жеті жарғы, 1999. — 320 с.
16. Назаркулова Л.Т. Конституция Республики Казахстан — основа построения демократического правового государства: Автореф. дис… канд. юрид. наук (120002). — Алматы, 1999. — 27 с.