Развитие культуры Казахстана, искусства, науки на современном этапе
Содержание
Введение 3
Глава 1 Государство и новый формат культурных процессов в современном Казахстане 5
1.1 Новый формат культурных процессов в современном Казахстане 5
1.2 Казахская музыкальная культура 15
Глава 2 Казахское наследие 22
2.1 Становление нации 22
2.2 Развитие науки 31
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Введение
Современные культурные процессы в Казахстане многолики и разнообразны. Под ними понимается широкий спектр изменений, инноваций, коренных преобразований, охватывающих различные отрасли и сферы образования, науки и культуры, включая все развивающиеся в настоящее время виды и жанры искусства. По причине комплекса исторических обстоятельств Казахстан является государством с полиэтническим обществом. Поэтому культурный процесс здесь вбирает в себя явления, связанные с взаимодействием и взаимовлиянием национальных культур. При этом следует отметить, что как ни в какой другой сфере социального развития в Казахстане, в области культуры национальное выступает в наиболее индивидуальном, можно сказать «чистом» виде, впитывая все лучшее из инонационального. В то же время, культурные процессы в казахстанском обществе не ограничиваются национальными культурами географических масштабов страны. В Казахстане, благодаря происходившему на его территории многообразным политическим, историческим, общественно-экономическим изменениям, выработалась благодатная почва, которая способна впитывать все наилучшее из духовного наследия человечества, этим актуальна выбранная тема.
На современном этапе развития в Казахстане сформировалась разветвленная структура музыкальной культуры. Здесь каждый может найти то, что ему по душе. Наряду с исполнительским и композиторским творчеством в европейских жанрах в республике продолжают развиваться традиционные формы музицирования, функционирует мировая массовая музыка рок, эстрада, джаз) и религиозная музыка мировых концессий, фольклор и устные профессиональные традиции народов, населяющих Казахстан - уйгуров, корейцев, немцев, дунган, русских, татар. В республике работают исполнительские коллективы различного художественного профиля - Государственный симфонический оркестр, оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы, хоровая капелла, ансамбль народного танца, Государственный квартет, эстрадные ансамбли, духовой и джазовый оркестры. Казахстан - родина многих выдающихся исполнителей классической музыки мирового масштаба - Е. Серкебаева, Б. Тулегеновой, Г. Есимова, А. Днишева, Г. Кадырбековой, А. Мусаходжаевой, Ж. Аубакировой и колыбель звезд казахской музыкальной диаспоры за рубежом - М. Бисенгалиева, Э. Курмангалиева, сестер Накипбековых. На сегодняшний день в республике активно функционируют специализированные детские музыкальные школы им. К. Байсеитовой и А. Жубанова, Алматинская Государственная консерватория им. Курмангазы, Национальная Академия музыки в Астане, Государственный театр оперы и балета им. Абая, Казахская Государственная филармония им. Джамбула, Казахконцерт, Институт литературы и искусства им. М. Ауэзова и другие музыкально-образовательные, научные и культурные учреждения. Ежегодно наша суверенная республика собирает творчески одаренную молодежь на фестивалях «Дни новой музыки», «Жигер», «Алтын алма», Международном конкурсе «Азия дауысы», а народных музыкантов - на Международном фестивале традиционной музыки. Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее.
Цель курсовой работы – развитие науки, культуры и искусства на современном этапе в РК.
Исходя из цели предстоит решить следующие задачи:
- раскрыть становление музыкальной культуры;
- показать историю становления нации;
- охарактеризовать развитие науки в РК.
Глава 1 Государство и новый формат культурных процессов в современном Казахстане
1.1 Новый формат культурных процессов в современном Казахстане
Складывавшиеся в Казахстане со второй половины 1980-х годов культурные процессы, отражали, с одной стороны, кризис советской тоталитарной системы, отход от культивировавшихся в тот период принципов классовости, партийности, социалистического реализма. Культурное развитие страны характеризовалось трудностями и коллизиями становления нового независимого государства. После декабрьских событий 1986 г. в Казахстане свой отпечаток на решение культурных вопросов оказало и обвинение казахского народа в «национализме». С другой стороны, в культуре конца 1980-х - начала 1990-х гг. наблюдается отражение первых шагов утверждающего плюрализма, различных форм собственности, общественно-политического обновления и многообразия мнений.
Процесс становления культуры суверенного Казахстана испытал и испытывает немалые трудности и противоречия. В начале пути перевод плановой экономики на рельсы рыночных отношений, сопровождавшийся падением объема производства, «вызвал серьезные издержки в материально-техническом и финансовом обеспечении учреждений культуры, народного образования и науки. Гуманитарная интеллигенция и специалисты непроизводственной сферы оказались социально незащищенными, что стало причиной забастовок учителей и медиков Казахстана в 1992 г. В то же время наблюдалась и тенденция коммерциализации культуры. Под предлогом демократизации общества в духовную сферу проникли низкопробные изо - и кино продукты, пропагандирующие порнографию, насилие, жестокость».
1.2 Казахская музыкальная культура
Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъстественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, наверное, люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлеченность в сферу музицирования всего населения - от младенцев до глубоких старцев.
Каждый половозрастной клан имел в казахском традиционном обществе соответствующий набор музыкальных инструментов и жанров, репертуар и исполнительские формы. Дети развлекались игрой на глиняных духовых инструментах - саз сырнаe, тастауке, ускирике, которые «под рукой» мастера или самого ребенка приобретали причудливые формы животных, птиц, рыб, многоголовых коней, ярко разрисованных и покрытых сверкающей глазурью. Через исполнение детских песен и музыкальных игр, материнскую колыбельную и песни-поучения взрослых мужчин (осиет олен) малыши познавали окружающий мир и становились полноправными членами своей социокультурной общности.
Глава 2 Казахское наследие
2.1 Становление нации
Казахстан - это страна с богатым историческим и культурным прошлым. Расположенный в центре Евразии, Казахстан оказался на перекрестке древнейших цивилизаций мира, на пересечении транспортных артерий, социальных и экономических, культурных и идеологических связей между Востоком и Западом, Югом и Севером, между Европой и Азией, между крупнейшими государственными образованиями евразийского континента. На различных этапах истории на территории Казахстана возникали и развивались государства с самобытной культурной историей, наследником которой стал современный Казахстан.
В первые века I-го тысячелетия нашей эры на территории степной зоны Центральной Азии процветала кочевая скифо-сакская цивилизация, памятники культуры которой сохранились до наших дней. Особенно впечатляют предметы быта и украшения, выполненные в "зверином стиле" из бронзы и золота, извлеченные из курганов в различных регионах Казахстана. Знаменита своей целостностью, красотой и изяществом гробница Золотого сакского воина, обнаруженная в городище Иссык, недалеко от Алматы.
2.2 Развитие науки
Научные учреждения Казахстана. В начале XX в. на территории Казахстана продолжали организовываться новые научные учреждения. Весной 1902 г. состоялось открытие Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела РГО. Деятельность отдела выражалась в основном в краеведческих исследованиях, в обсуждении различных местных вопросов, публичных докладах, чтении лекций научного и популярного характера, издательской работе, содержании музеев и библиотек и устройстве краеведческой конференции.
Продолжали действовать Оренбургский, Западно-Сибирский и Туркестанский отделы РГО, проводившие огромную работу по изучению географии, истории и этнографии Казахстана.
Туркестанскими учеными в 1899-1902 гг. изучено Аральское море, в 1903-1904 гг. - Балхашское озеро. Результаты Балхашской и Аральской экспедиций играют немаловажную роль и в наши дни.
В 1902 г. выдающиеся русские востоковеды В. Бартольд, Н.Ве-селовский, И. Мелиоранский, С. Ольденбург, В. Радлов и другие основали Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и этнографическом отношениях. В сферу его деятельности входила и казахская степь.
в советское время.
Заключение
Казахстан - великая страна, которая находится между Великой Китайской стеной и стенами Кремля. Между этими величинами, символизирующими не только географические величины, белым пятном в глазах большого художественного мира существует культура Казахстана.
История профессионального искусства началась более ста лет назад, когда сюда приехал Николай Гаврилович Хлудов - первый учитель многих местных художников. В то время казахи были еще кочевым народом, их искусство создавалось для нужд кочевого общества - каждая юрта представляла собой передвижной музей прикладного искусства. Импорт Российской социалистической революции и деномадизация коренного населения совпали по времени с активизацией импорта российской культуры. С тех пор единственным источником, питавшим Казахстан художественными идеями, стала Россия.
В истории профессионального казахстанского искусства достаточно четко выделяются несколько этапов: 20-40-е годы ХХ века - время заложения основ профессиональной школы, 50-е годы - время сложения казахстанского советского академизма, 60-е годы - казахстанский вариант "сурового стиля", 70-80-е - сложение "исполнительской школы".
В 50-е годы в Казахстан вернулись молодые национальные художники, получившие образование в вузах Москвы и Ленинграда. Ориентированные на советского культуртрегерство, они были призваны творить искусство "национальное по форме и социалистическое по содержанию". Но, на взгляд современного зрителя, их работы вовсе не соответствуют полученной установке: напротив, классическая композиционная схема использовалась для наполнения ее национальным содержанием.
Список использованной литературы
Основные источники
1. Марков С. Идущие к вершинам. Историко-биографическая повесть. М., 1968.
2. Ш.К. Сатпаева, Х.А. Адибаев. Казахская литература. Алматы. "Рауан", 1993.
3. Аль-Халел Карпык. Абай. Наследники. На перепутье... Алматы: Агентство "Аль-Халел", 1995.
4. История Республики Казахстан. (Учебник для ВУЗов) А.Кузембайулы. Астана, 1999г.
5. История КазССР в 5 томах под редакцией А.Н.Нусупбекова. Алматы, 1977г.
6. Байпаков К.М. «По следам древних городов Казахстана»
7. Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. «Древние города Казахстана»
8. Маргулан А.Х. «Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана»
9. История Казахстана, 2 том
10. История Казахстана с древних времён до конца 18 в.
11. Абдирашев Ж. Школьный звонок: Стихи. – Алма-Ата: Жалын, 1988. Акинер Ш. Формирование казахского самосознания. От племени к национальному государству. – Алматы: Ғылым, 1998. – 136 с.
12. Алма-Ата. 1986. Декабрь. Книга-хроника (вторая). – Алма-Ата: Коллегия «Аударма»; РГЖИ «Дәуір», 1992. – 192 с.
13. Байгабулова К. Юрта. – Алматы: ТОО «Аруна Ltd.», 2001.– 12 с.
14. Из истории казахов / Сост. Е.Аккошкаров. – Алматы: Жалын, 1997. – 448 с.
15. Иллюстрированная история Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 3-х т.
16. История казахской литературы. В 3-х т. – Алма-Ата, «Наука», 1968.
17. Т.1. Казахский фольклор. – 452 с.
18. Каирбеков Б.Г. и др. Государственные символы Республики Казахстан. – Алматы: Центр обучения и социальных технологий, 1997. – 40 с.
19. Кусаинов Ш. Казахи. Колесо и стремена истории. – М.: «Леном», 1998. – 64 с.
20. Магауин М. Азбука казахской истории: Документальное повествование. – Алматы: Қазақстан, 1997.- 224 с.
21. Матыжан К. Чудеса Казахстана. – Алматы: ТОО «Аруна Ltd.», 2001. – 12 с.
22. Момыналиева Г. Республика Казахстан. – Алматы: ТОО «Аруна Ltd.», 2002. – 12 с.
23. Тынышпаев М. История казахского народа. – Алма-Ата: «Қазақ университеті», 1993. – 224 с.
Дополнительная литература
24. Казахстан – наш общий дом // Юридическая газета. – 1998. – 16 декабря. – с. 1-2
25. Как был создан монумент независимости // Вечерний Алматы. – 1998. – 23 октября. – с. 1-2
26. Назарбаев Н.А. Десять лет, равные столетию // Мысль. – 2002, № 1. – с. 2-13
27. Назарбаев Н.А. Независимость Казахстана: Уроки истории и современность // Казахстанская правда. – 1996. – 17 декабря. – с. 1-2
28. Петрушель О. Путеводная звезда государства // Огни Алатау. – 2001. – 14 апреля