Формирование этнической культуры
Содержание
Введение 3
1. Сущностные характеристики понятия «этическая культура» 5
1.1 О системе воспитания этической культуры 7
1.1 О системе воспитания этической культуры 7
1.2 Структура системы этического воспитания 9
2. Этическая культура 16
2.1 Построение этического диалога 16
2.2 Формирование этических норм 20
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Введение
Формирование этической культуры школьников предполагает опору на общечеловеческую культуру. По словам О. Г. Дробницкого, "нравственность никогда не стоит особняком, но всегда находится в неразрывном сплетении с тканью многостороннего бытия человека в обществе. Она всегда соотносится с чем-то еще, соотносится особым, присущим только ей образом... Нравственность никогда не выступает в виде самодовлеющей себе области, но всегда обнаруживается во взаимоотношении с чем-то другим". Выдвигая идеал гуманности и полагая человеческую личность в качестве высшей ценности, общечеловеческая культура на протяжении всей своей истории вырабатывает критерии для различения добра и зла, красоты и безобразия, истины и лжи.
Тема актуальна, так как в современном обществе, неоднородном по своему культурному составу, можно выделить, по крайней мере, четыре уровня ценностей: общечеловеческие, национальные, групповые и индивидуальные. Первые создают единое интегративное поле для всех ценностей, на основе которых возможно взаимодействие и взаимопонимание между народами, странами и отдельными людьми. Называются и такие ценности, как правовые, политические, религиозные, эстетические, моральные, художественные, экзистенциональные, или такие, как жизнь, труд, здоровье, свобода, любовь, счастье, семья, патриотизм и т.д.
Объектом курсовой работы является – этическая культура младших школьников.
Предметом курсовой работы является – формирование этической культуры младшего школьника.
Целью курсовой работы является - формирование этической культуры младшего школьника во внешкольной и внеклассной работы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущностные характеристики понятия «этическая культура»;
изучить построение этического диалога;
исследовать формирование этических норм.
1. Сущностные характеристики понятия «этическая культура»
Духовная сфера жизни общества одно из важнейших проявлений бытия человека. Это универсальный, относительно самостоятельный общественно-психологический организм, находящийся в постоянном развитии и функциональной связи с другими сферами жизни общества. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Важной ее составляющей является этическая культура.
1.1 О системе воспитания этической культуры
В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами неосвоенных рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности.
1.2 Структура системы этического воспитания
Проблема этического воспитания всё глубже и основательнее затрагивает образовательные учреждения всех видов. Это связано в первую очередь с тем, что приоритет воспитания провозглашён в сфере государственной политики, и это дало возможность Министерству образования России разработать основные направления программы воспитания подрастающего поколения. Аспект нравственного становления личности выпукло обозначен в данной программе, поскольку только реализация нравственного начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей станет фундаментом гуманизма в обществе, его опорой.
2. Этическая культура
2.1 Построение этического диалога
Структура этического диалога нуждается в особой педагогической технологии на принципах возрастного подхода и субъектного основания воспитания.
Что мы имеем в виду под педагогической технологией?
Построение диалогического взаимодействия педагога с детьми по чётко выстроенной логической цепочке рассматриваемой проблемы в сюжетном ключе. Сюжетное развитие ведущегося диалога включает совокупность психолого-педагогических методов, приёмов и способов побуждения учеников к мысли, действию, решению, поступку. Воспитательная канва и целесообразное сочетание обеспечивающих её движение методов способствуют актуализации субъектного основания личности, её нравственного потенциала.
2.2 Формирование этических норм
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и в общении друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта детей.
Методы проведения: дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в игре).
Оборудование: мультимедиа, магнитофон, пословицы и поговорки…
Ведущая. Меня зовут Татьяна Петровна. Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Добра. Мы его совершим на волшебном поезде Приложение. И для начала вы должны разделиться на 3 вагончика. 1 вагон – “Солнышко”, 2 – “Радуга”, 3 – “Звездочка”. Ребята, ведь я забыла самое главное. Конечно же, поздороваться, ведь каждый воспитанный человек должен здороваться. Здравствуйте! А вы, знаете, как еще можно поприветствовать друг друга? (Молодцы!) Я вас хочу научить, как еще можно здороваться.
Заключение
Итак, формирование этической культуры школьников продуктивно осуществлять в процессе интегративного освоения общечеловеческих ценностей, с учетом уровня их общей культуры, в логике постижения системы моральных понятий. Педагогические достоинства ценностной триады "Истина-Добро-Красота" как интегрирующего фактора заключается в следующем: сопрягаются этические, интеллектуальные и эстетические ценности во имя формирования высшей ценности - "человека культуры", ориентирующегося на оптимистические идеалы; в триаде интегрируется этическая, эстетическая и интеллектуальная культура человека; органично соединяются обучение, воспитание и развитие личности; выстраивается ценностная вертикаль, которая способствует созданию культурно-нравственного пространства и времени; становится возможным анализ любых школьных мероприятий и уроков с точки зрения формирования этической культуры; создаются условия для развития духовных способностей школьника: интеллекта, воли, воображения.
Список использованной литературы
1. Абульханова К. А. Время как фактор изменений личности: Сб. науч. трудов/ Под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Поликарпова. Минск, 2003. – 56.
2. Аверинцев С. С. // Бахтин М. Собр. соч. Т. 1. М., 2003. – 6.
3. Бабинский Ю.К.. Педагогика. М.: Просвещение, 2001. – 8.
4. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 1999. – 86.
5. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа. 1996. № 9. – 45.
6. Богданова С. "Методика этический бесед с младшими школьниками. – 93.
7. Визгин В. П. Вернер Гейзенберг и Габриэль Марсель: резонанс творческой мысли // Визгин В. П. На пути к другому: от школы подозрения к философии доверия. М., 2004. – 96.
8. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа. 1997. № 6. – 90.
9. Дробницкий О. Г. Моральная философия: Избр. труды. М., 2002. – 48.
10. Истомина Н.Б. Развивающее обучение // Начальная школа. 1996. № 12. – 69.
11. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.:Академия, 2000. – 176.
12. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 2001. – 89.
13. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 2001. – 68.
14. Мусницкая Е.В. Обучаем, развиваем и воспитываем / ИЯШ - 2000 - №3. – 69.