Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Педагогика

Тип: Курсовая работа

Объем: 36 стр.

Полный просмотр работы

Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения

Содержание
Введение 3
Глава 1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества 5
1.1 Зарубежные исследования 5
1.2 Отечественные исследования 10
1.3 Методы стимулирования проявления творческих способностей 11
Глава 2. Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников в процессе обучения 14
2.1 Понятие творческого мышления 14
2.2 Проблема развития творческого мышления 18
2.3 Условия формирования творческого мышления младших школьников 20
1.4 Возможности проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся 24
Глава 3. Активизация творческой мысли у учащихся на уроках литературы при использовании изобразительных средств 28
3.1 Готовность учащихся к творческой деятельности (констатирующий эксперимент). 28
3.2 Цель, задачи и организация опытного обучения 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Введение
В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую.
Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я».
В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе – возникновение порядка из хаоса.

Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:
- индивидуализация образования;
- исследовательское обучение;
- проблематизация.
Объект исследования – развитие творческого мышления младших школьников.
Цель курсовой работы является рассмотрение развития творческого мышления учащихся на уроке.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть исторический обзор педагогических исследований проблемы творчества;
- раскрыть психолого-педагогические основы развития творческого мышления в процессе обучения;
- исследование активизации творческого мысли у учащихся на уроках литературы при использовании изобразительных средств.

Глава 1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества
1.1 Зарубежные исследования
Этой проблемой занимались еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон), выдвигая весьма прогрессивные для того времени идеи. Интересна, например, идея Платона, в чем-то предвосхитившая идею З.Фрейда, изложенная в учении об эросе. Платон представляет, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку "умного" созерцания. Стремление к этому высшему состоянию, род одержимости и есть "Эрос", который предстает и как эротическая одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая одержимость души стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа - страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного.
Существенное влияние на дальнейшие исследования творческого мышления в психологии оказали идеи Аристотеля, которые легли в основу ассоциативной психологии. Ассоцианистский подход получил широкое распространение в XVII – XVIII веках. Он объяснял все умственные (когнитивные) процессы в терминах двух основных компонент:

1.2 Отечественные исследования
Одним из крупнейших исследователей творческого мышления является Я.А. Пономарев. В своих работах Пономарев подчеркивает принципиальное отличие человеческого мышления от "мышления" машинного: "машина способна работать только с системами знаковых моделей и не способна работать с моделями надстроечно-базальными", т.е. субъектными вторичными моделями действительности. Согласно его концепции первичных и вторичных объектных и субъектных моделей действительности, представляющих собой разные структурные уровни взаимодействия субъекта и объекта, для решения творческих задач в первую очередь требуется "способность действовать в уме" (СДУ), отсутствующая у животных, и определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий (ВПД). В качестве ментальной единицы творческого мышления Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задач.

1.3 Методы стимулирования проявления творческих способностей
В ходе проведения многочисленных исследований, посвященных диагностике и развитию креативности, исследователи замечали, что препятствием к проявлению креативности могут выступать страх оказаться "белой вороной", склонность к конформизму (Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон), моральные запреты, однообразие решаемых задач.
Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации.

Глава 2. Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников в процессе обучения
2.1 Понятие творческого мышления
Следуя цели и задачам нашей работы, мы рассмотрим воззрения разных авторов на творческое мышление, на показатели, которые характеризуют это мышление; определим те, на которые будем основываться в своем педагогическом эксперименте.

2.2 Проблема развития творческого мышления
в психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления: 1) генетический, отводящий основную роль наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия; 3) генотип – средового взаимодействие, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

2.3 Условия формирования творческого мышления младших школьников
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

1.4 Возможности проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся
Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности учащихся лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в пифогорейской школе. Прогрессивно мыслящие педагоги всегда искали методические пути превращения учебной деятельности в радостный процесс познания мира, пути развития умственных сил учащихся. Вместе с переходом школы от индивидуального к групповому и далее к классно-урочному при словесно-догматическом и словесно-наглядном типах обучения постепенно развивалась и идея активизации познавательной деятельности ученика, идея исследовательского пути учения.

Глава 3. Активизация творческой мысли у учащихся на уроках литературы при использовании изобразительных средств
3.1 Готовность учащихся к творческой деятельности (конста¬тирующий эксперимент).
Целью нашего исследования является разработка заданий и упражнений, которые в дальнейшем могут лечь в основу разрабатываемой методики по активизации творческого мышления у учащихся, в основе которой лежит использование изобразительных средств на уроках литературы. Для решения поставленной зада¬чи необходимо было выяснить, какое место данная проблема за¬нимает в педагогике на сегодняшний день и насколько она разработана в науке (см. гл. I).

3.2 Цель, задачи и организация опытного обучения
Как отмечалось выше, основная цель нашего исследования –разработать методику активизации творческой деятельности на уроках литературы при использовании изобразительных средств.
При разработке содержания и методов творческой деятельности, в целом необходимой для развития мыслительной деятель¬ности учащихся, мы учитывали:
- данные педагогики, психологии;
- исходный уровень знаний учащихся об изобразительном искусстве, о видах изобразительного искусства; уровень умений уча¬щихся маслить творчески;
- данные поискового обучающего эксперимента.

Заключение
В рамках данной работы, наверное, невозможно охватить все концепции и подходы к исследованию творческого мышления (остались неосвещенными работы Л.С. Выготского, Ч. Спирмена, оригинальный подход В.М. Вильчека, и других). Однако, на основании анализа имеющихся в распоряжении материалов по проблеме, можно сделать следующие выводы:
– Большинство авторов согласны, что в процессе творческого мышления большая роль отводится бессознательному. Предложены различные схемы решения творческих задач, однако большинство авторов согласны, что в процессе такого решения задействуется как сознание, так и бессознательное, т.е. на разных этапах решения проблемы ведущая роль переходит от одной структуры к другой;

Список использованной литературы
1. Артемов А.К. Приемы организации развивающего обучения//Начальная школа. - 1995. - №3. - с.35-39.
2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983.
3. Весник Хкакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Выпуск 2. Серии 2. Психология. Педагогика. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1997.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение, 1991.
5. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления//Вопросы психологии. – 1982. - №5.
6. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей//Вопросы психологии. – 1991. - №4.
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.
8. Ересь Е.П. Способности и их развитие. – М.: Знание, 1957.
9. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996. – 288 с.
10. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. – 424 с.
11. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до средины XX в.: Учебное пособие для пед. университетов/Под ред. Акад. РАО Пискунова А.И. – М.: ТЦ Сфера, 1998, 304 с.
12. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения/Под ред. Красновского А.А. – М.: Просвещение, 1955. – 652 с.
13. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991. – 80 с.