Соотношение государства с религиозными объединениями
Содержание
Введение 3
1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 5
1.1 Понятие религиозного объединения как субъекта административного права РК 5
1.2 Административно-правовой статус религиозных организаций 8
2 РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РК 15
2.1 Создание и ликвидация религиозных объединений 15
2.2 Проблемы конституционного законодательства о религии и религиозных организациях 18
Заключение 27
Список использованных источников 29
Введение
Комитет по делам религий Министерства юстиции РК и его территориальные подразделения осуществляют государственную регистрацию религиозных объединений и филиалов, а также обеспечивают проведение религиоведческих экспертиз. Религиоведческая экспертиза проводится в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2007 года № 70.
Поэтому положения вышеприведенных законодательных актов должны получить свою теоретическую оценку именно при исследовании административно-правового статуса религиозных объединений в нашей стране.
Цель курсовой работы состоит в проведении исследования соотношение государства с религиозными объединениями в нашей стране.
Указанной целью обусловлены постановка и решение следующих задач:
- рассмотреть процесс становления отечественного законодательства, регламентирующего административно-правовой статус религиозных объединений;
- проанализировать современную модель отношений государства и религиозных объединений;
- выявить проблемы конституционного законодательства о религии и религиозных организациях.
1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Понятие религиозного объединения как субъекта административного права РК
Реализация гражданами свободы совести, гарантированной Конституцией РК, предполагает существование и деятельность различных религиозных образований - религиозных объединений, представляющих собой более или менее устойчивые образования со специфическими целями и функциями, конкретными задачами и средствами их осуществления.
Построение религиозного объединения, взаимоотношения их высших и низших органов, система внутреннего управления, порядок отправления религиозного культа и другие элементы, определяющие характер их деятельности, зависят преимущественно от вероучения. В то же время законодательство, исходя из необходимости охраны интересов личности, общества и государства, регламентирует порядок образования и деятельности религиозных объединений, устанавливает их права и обязанности. Эффективность контроля за соблюдением законодательства о религиозных объединениях, совершенствование форм и методов научной работы в немалой степени зависит от правильного понимания социального и правового характера религиозных объединений.[1, c.213]
1.2 Административно-правовой статус религиозных организаций
Сегодня Республика Казахстан - это наглядный пример того, как представители более 40 конфессий и деноминаций, а также представители 130 наций и этнических групп могут жить в мире и согласии.
Исторически Казахстан всегда был перекрестком, местом встречи и диалога различных религий, культур и цивилизаций Востока и Запада.
Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» был принят в 1992 году и не претерпел существенных изменений, несмотря на многочисленные проблемы, возникающие в религиозной сфере и государственно-конфессиональных отношениях.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан правовое положение религиозных организаций определено Законом Республики Казахстан "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" принятым в 1992 году постановлением Правительства РК.[2, c.119]
Закон Республики Казахстан от 15.01.1992 года
регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. Содержание Закона соответствует Конституции РК, иным казахстанским законам и общепризнанным принципам и нормам по вопросам защиты прав и свобод человека, а также взаимоотношений государства и религиозных организаций.
В Законе подтверждаются конституционные положения о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Поэтому государство не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений. Но и они в свою очередь не имеют права вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах в органы государственной власти и, в органы местного самоуправления, в деятельность политических партий и политических движений, а также оказывать им материальную и иную помощь.
В Казахстане религиозными объединениями признаются местные рели¬гиозные объединения (общины), религиозные управления (центры) или их структурные подразделения и соответствующие духовные учебные заве¬дения и монастыри.
В настоящее время государство гарантирует право на свободу совести (вероисповедания), но при соблюдении ряда формальных обязательных требований:
1) осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать человеческие и гражданские права и обязанности перед государством;
2) церковь не должна участвовать в политической деятельности госу¬дарства;
2 РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РК
2.1 Создание и ликвидация религиозных объединений
Если группа верующих не прошла государственную регистрацию (по причине отсутствия средств, малочисленности или бюрократических препонов с регистрацией) или отказывается от регистрации по религиозным соображениям, она считается незаконной. На практике это выражается в том, что группе запрещены все формы отправления вероисповедания «сообща с другими»: молитвенные собрания (включая проводимые в частных домах и квартирах), обучение религии, проповедование, распространение религиозной литературы и т.д.
2.2 Проблемы конституционного законодательства о религии и религиозных организациях
Далее, необходимо исследование комплексной конституционной характеристики конкретного государства как единого и целостного явления, функции, свойства и признаки которого так или иначе всегда переплетены и взаимообусловлены. Такая характеристика чаще всего отражает какие-то реальные черты государства, например, его республиканскую форму правления, но одновременно она содержит и его программные, моделируемые черты. Причем, даже явно выдавая желаемое за действительное, законодатель все равно предопределяет основные направления развития государственности, возводит ее предполагаемые качества в ранг высших политико-правовых ценностей, которые вольно или невольно корректируют друг друга. Скажем, в ст. 1 Основного закона Казахстана записано, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством…». Из подобной формулировки, в частности, следует, что демократизм казахстанского государства должен проявляться и в его политике по религиозному вопросу, что все индивиды, независимо от своего отношения к религии, имеют равные права и обязанности. Кроме того, демократическое государство обязано одинаково относиться к различным религиозным организациям; оно не может делить конфессии на большие и малые, на традиционные и нетрадиционные, ибо подлинная демократия заключается не только в учете запросов, мнений и настроений большинства, но также в защите прав, законных интересов любого меньшинства.[3, c.136]
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать нам следующие выводы:
- определение религиозного объединения, под которым понимается добровольное, негосударственное, некоммерческое объединение индивидов, законно реализующих право на свободу совести, обладающее общими и специальными признаками - отражает правовую природу религиозных объединений, являющихся, с одной стороны, свободными коллективными образованиями, а с другой - воплощающих признанное в международно-правовых документах право на свободу совести как составную часть неотъемлемых прав личности;
- административно-правовой статус религиозных организаций - это комплексная категория, включающая в себя следующие элементы, выделяющиеся по признаку этапности деятельности религиозного объединения: административно-правовые нормы, регулирующие порядок создания религиозного объединения, в том числе административно-правовые нормы, регулирующие порядок их государственной регистрации; административно-правовые нормы, определяющие цели деятельности религиозного объединения; нормы административного права, регламентирующие порядок приостановления деятельности религиозного объединения; нормы административного права, закрепляющие права и условия деятельности религиозного объединения; нормы административного права, закрепляющие их обязанности; нормы административного права, регулирующие ответственность религиозного объединения; нормы административного права, регулирующие порядок ликвидации религиозного объединения; нормы административного права, закрепляющие гарантии реализации прав и исполнения обязанностей, возложенных законом на религиозное объединение, и административно-правовые нормы, закрепляющие гарантии их охраны;
- в административно-правовой сфере религиозные объединения являются субъектами как внешних, так и внутренних административных правоотношений, взаимодействуя с государственными органами и гражданами, как входящими, так и не входящими в состав указанных объединений;
- контроль органов исполнительной власти за деятельностью религиозных объединений должен основываться на принципах системного, комплексного подхода, поэтому в целях совершенствования контроля органов исполнительной власти за деятельностью религиозных объединений необходимо уточнение правового статуса субъектов контроля, а также четкое разграничение компетенции каждого из элементов данной системы.
Список использованных источников
1. Административное право Республики Казахстан: Часть общая: Учебник/ А. А. Таранов [и др.]. - Алматы: Жетi Жарғы, 1996. - 240 с
2. Основы государства и права. Хрестоматия. Алматы: Атамұра., 1996., С. 259
3. Оспанов К. М. Административное право. Алматы: Мектеп, 2000 г.
4. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. – М., 2000.
5. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М., 2002.
6. Административное право. Учебник для вузов. Под ред.Ю.М.Козлова, Л.Л. Попова – М., Юристъ, 2000.
7. Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учеб. пос. – М., 2002.
8. Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права. // «Государство и право». - 2003.- № 3.
9. Веремеенко И.И. Правовые новеллы административного законодательства. - М., Проспект, 2002
10. Лупарев Г. Конституционные проблемы законодательства о религии и религиозных организациях. // «Религия и право». - 2004. - № 4.
11. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. - М.: Про-Пресс. 2003.
12. Подопригора Р.А. Государство и религиозные организации (административно-правовые вопросы). Алматы: Аркаим. 2002.
13. Русская Православная Церковь и право: комментарий. / Под редакцией М.В. Ильичева. - М.: 2002.
14. Салищева Н.Г. Административное право. - М., Проспект, 2003.
15. Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учеб. Пос. – М.:
ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.