История развития школы и педагогической мысли в Казахстане до присоединения к России
Содержание
Введение 3
Глава 1 История развития школы и педагогической мысли в Казахстане до присоединения к России 5
1.1 История педагогической мысли и просвещения Казахстана 5
1.2 Мусульманские мектебы и медресе 15
Глава 2 Зарождение гуминистических основ педагогической мысли в Казахстане IХ-ХIV вв 24
2.1 Педагогическое наследие Абу Наср Аль-Фараби, Ходже Ахмед Яссави 24
2.2 Педагогические идеи мыслителей казахской степи: Коркут, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ахмед Югнаки (Жуйнеки) 26
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Введение
Обретение государственного суверенитета республикой Казахстан, процессы демократизации, которые разворачиваются в нашем обществе, ставят задачи по осмыслению истории и самого общества, и его новых социальных институтов. В нынешних условиях решается задача возвращения забытых и запрещенных в свое время явлении в духовной жизни народа актуальной проблемой современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, одним из компонентов которого является народная педагогика с ее богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения.
Педагогические взгляды Абу Наср Аль-Фараби, Коркут, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ахмед Югнаки (Жуйнеки), Ходже Ахмед Яссави сыграли положительную роль в истории развития образования, во многом они и поныне не утрачивают своего значения. Их учение представляет собой целостную и оригинальную педагогическую систему в которой нашли отражение многие педагогические проблемы, были введены в употребление важнейшие научные понятия - общепедагогические, дидактические и методические: наглядность в преподавании, опыт и наблюдение. Особое внимание казахские просветители уделяли специфике различных компонентов воспитания: нравственного, физического и трудового именно на базе народных традиций.
Исследователями изучены многие проблемы и вопросы, связанные с историей народного образования в Казахстане. Историко-педагогические труды Т. Тажибаева, А. Ситдыкова, А. Сембаева посвящены разработке вопросов, связанных с историей развития народного образования и школьного дела в Казахстане. Весьма значимыми являются разработки в области культуры В.В.Вострова, Х.А. Кауановой «Материальная культура казахского народа»; К.Т. Джумагулова «И. Алтынсарин и развитие культуры казахского народа», в области народной педагогики: А.Э. Измайлова «Народная педагогика народов Средней Азии и Казахстана», К.Ж.Кожахметовой «Казахская этнопедагогика».
Сказанное выше позволяет сформулировать проблему исследования, каким образом история развития школы и педагогической мысли в Казахстане до присоединения к России воплотились в творчестве казахских просветителей способствовали развитию образования и воспитания. Изучение данной проблемы и является целью нашего исследования.
Цель курсовой работы предопределила следующие задачи:
1. Изучить социально-исторические и социокультурные предпосылки возникновения и развития педагогической мысли, просвещения и школьного образования в Казахстане до присоединения к России.
2. Проследить исторический путь развития и содружества русского и казахского народов в области народного просвещения и его прогрессивное значение.
3. Проанализировать просветительскую деятельность Абу Наср Аль-Фараби, Коркут, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ахмед Югнаки (Жуйнеки), Ходже Ахмед Яссави, посвященную актуальным проблемам, стоящим в то время в центре внимания общественности Казахстана.
Методологическими и теоретическими основами исследования являются философские, социальные, психологические и педагогические идеи о прогрессивном культурном наследии прошлого, руководящие материалы правительства Республики Казахстан, положения и выводы, сформулированные в новой редакции Закона Республики Казахстан «Об образовании».
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Глава 1 История развития школы и педагогической мысли в Казахстане до присоединения к России
1.1 История педагогической мысли и просвещения Казахстана
История развития педагогической культуры казахского народа уходит в глубь веков. Основываясь на общих закономерностях развития истории Казахстана, условно выделяется три основных периода становления педагогической мысли, соответствующие основным этапам общественного прогресса народов этого региона.
Первый период — ее истоки, первоначальные этапы зарождения, ведущие отсчет с VI по XV вв. (древнетюркские письменные памятники, наследие аль-Фараби, творения поэтов-мыслителей эпохи распада Золотой Орды). Сюда же входит и казахская народная педагогика.
Второй период — развитие педагогической мысли — связан с моментом образования казахского ханства — государства раннефеодального типа (первая половина XV в.).
Учение Фараби повлияло на последующее развитие философской и психолого-педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана. Его влияние было многосторонним и длительным: в период X—XV вв. в Средней Азии и Казахстане появилось немало ценных учебных пособий по математике, логике, этике для учащихся мектебов и медресе. Например, книга Тафтазани «Мантык» («Логика») долгое время была основным учебным пособием по логике для учащихся медресе.
Комментаторами и продолжателями Тафтазани были видные мыслители Средней Азии — Давани (XV в.) и Юсуф Карабаги (XV-в.). Их книги хорошо знал и высоко ценил казахский поэт-мыслитель Абай Куйганбаев.
В XI—XII вв. широкое распространение получают этико-педагогические трактаты, написанные местными авторами (Ю. Баласагунский, М. Кашгарский, А. Югнаки, А. Ясави и др.). Так, книга Юсуфа Баласагунского «Кудатгу билиг» («Благодатное знание»)—первый дошедший до нас памятник светской литературы тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана. Многие страницы этого трактата посвящены роли знаний в жизни человека, размышлениям о счастье, о хороших и дурных поступках, о пользе и вреде слова, о качествах, необходимых правителям и разного рода начальникам, об искусстве общения с представителями различных слоев общества и т. д. Большое место отводит автор поэмы вопросам семьи и брака; воспитанию подрастающего поколения, взаимоотношениям родителей и детей.
1.2 Мусульманские мектебы и медресе
Развитие науки, культуры, просвещения на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии, на юге Казахстана, начиная с V??, проходило под определяющим влиянием ислама. В этих регионах в течение тысячелетия (V??? - XV??? вв.), ведущая роль в образовании местных народов принадлежала мусульманским мектебам и медресе.
Эти школы появились в Персии и на Ближнем Востоке во второй половине VII века. Их задачами были: распространение ислама, борьба с ересью, свободомыслием (иначе богохульством). Ведь суннизм и шиизм появились уже во второй половине VII века. Позднее появляются и другие религиозные течения в исламе.
Как правило учителями в мектебах были муллы, теологи. Работать преподавателями другим лицам запрещалось. Языком религии и обучения был арабский.
Помещения под медресе обычно строились отдельными «благотворителями», а иногда вскладчину «всеми прихожанами». По своей внешности казахские медресе не отличались от обычных казахских жилищ. Строились они из необожженного кирпича или дерна с плоскими крышами и маленькими окнами. Такие медресе, существующие в примитивной форме, были в пос. Сложихино (Фурмановского района Западно-Казахстанской обл.), в пос. Уил (Уильского района Актюбинской области), на урочище Батпаккара (Амангельдинского района Кустанайской обл.), на урочище Аласемек (Терен-Узякского р-на Кзыл-Ординской обл.), в пос. Баян-Аул (Павлодарской обл. Баян-Аульского района), на урочище Кен-Тюбек (Есильского района Акмолинской обл.), на урочище Самсы (Джамбулского р-на Алма-Атинской обл.), на урочище Койтас (Уланского района Семипалатинской обл.) и др.
Глава 2 Зарождение гуминистических основ педагогической мысли в Казахстане IХ-ХIV вв
2.1 Педагогическое наследие Абу Наср Аль-Фараби, Ходже Ахмед Яссави
Одним из великих мыслителей, философов Средневековья является Абу Наср аль Фараби (870 -950 гг.) Развивая учения Платона и Аристотеля о целях и средствах достижения истинного человеческого счастья, Абу Наср аль-Фараби в своих научно-педагогических трудах отводил значительное место вопросам воспитания и образования личности. Он считает, что люди с равными природными способностями различаются воспитанием, достоинство каждого определяется его воспитанностью. Первостепенную роль Аль-Фараби отводит нравственному воспитанию, которое в значительной степени гарантирует достижение человеком наивысшего совершенства и счастья. Вопросы морально-нравственного воспитания проходят красной нитью в таких его социально-этических и педагогических сочинениях, как "Указание пути к счастью", "О достижении счастья", "Гражданская политика", "Взгляды жителей добродетельного города" и др. По Аль-Фараби педагогика - это искусство управления волей и желанием воспитуемого человека в определенном направлении, соответствующими средствами и методами, а правитель -педагог, наставник, учитель. Великий ученый придавал большое значение духовному воспитанию, которое включает в себя интеллектуальное и теоретическое воспитание личности. При этом особенно важным является овладение полноценными научными знаниями. Аль-Фараби утверждал, что "человек, прежде чем стать образованным и опытным, порицает и находит несостоятельным многие вещи, считая их абсурдными, а просветившись о них, и приобретая опыт, он изменит своё мнение о них, и те вещи, которые он считал абсурдными, станут для него необходимыми". Аль-Фараби рассматривает проблемы воспитания и обучения в тесной взаимосвязи, но различая при этом их отличительные и специфические стороны. "Обучение - это наделение теоретическими добродетелями, - искусством, основанном на знании. Обучение осуществляется только словом, тогда как при воспитании народам и горожанам прививают привычку совершать действия, исходящие из средства, основанных на знании, побуждая их к этим действиям, возбуждая в них желание совершать их, делая так, чтобы эти средства и связанные с ними действия завладели душами людей, и чтобы они как бы воспылали к ним страстью. Возбуждение же желания совершать что-то осуществляется иногда посредством слова, иногда посредством действия".
2.2 Педагогические идеи мыслителей казахской степи: Коркут, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ахмед Югнаки (Жуйнеки)
Истоки педагогической мысли казахского народа уходят в древность, в народные предания и легенды. Начало духовной жизни и культуры народов складывалось веками, воспроизводя и закрепляя в традициях мировосприятие человека, его мышление, образ жизни, поведение. Со временем изменялись представления, религиозные чувства, постепенно происходил процесс выделения личного сознания из полисного. Идеальные герои наделялись полубожественным-полуземным происхождением, воодушевляя людей на подвиги, даруя силы физические и интеллектуальные, формируя ценностное отношение человека к миру и самому себе (представление об истине, добре, красоте, справедливости и т.д.).
Заключение
В последнее время вопросы национальной педагогики чаще стали учитываться при решении практических задач, связанных не только с традициями, обычаями казахского народа, его культурой, языковыми проблемами, нравственно-духовными ценностями. Это связано, помимо других обстоятельств с принятием Декларации о суверенитете республики, провозглашением ее независимости. Идеи суверенитета республики стали пронизывать почти все формы экономической, политической и идеологической жизни современного общества. Народная педагогика ставит задачу показать особенности менталитета, своеобразие языка, идущие из глубины веков народные методы обучения и воспитания. Недаром говорят: «Если хочешь узнать чужой народ, изучи его обычаи и традиции». Это позволяет сделать вывод, что изучение идей народной педагогики в развитии образования и в творчестве казахских просветителей на современном этапе актуально.
Список использованной литературы
1. Альджанов О. Беседы о воспитании киргизских детей //Киргизская степная газета. 1898. № 13;
2. Библер B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. 1996. №4.
3. Библер B.C. Школа диалога культур // Искусство в школе. 1992.
4. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1979.
5. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество - это народы. - М., 1992.
6. Букин И. Физическое и умственное воспитание у киргизов //Туркестанские ведомости. 1883, № 13;
7. Гуткин О.В. Проблема соотношения понятий диалога культур и диалога в культуре. Человек, диалог, понимание. Саратов, 1996.
8. Жапанов К. Как обучают киргизы своих детей? //Киргизская степная газета. 1895, № 8;
9. Жарикбаев К. Из истории развития педагогической мысли в дореволюционном Казахстане. 1978.
10. Жарикбаев К.Б., Калиев С.К. Антология педагогической мысли Казахстана /Сост.— Алматы: Рауан, 1995.— С. 523
11. Калиев С.К. Народная педагогика в казахском фольклоре. 1987.
12. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2002.
13. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/Дону, 2000.
14. Кунанбаева К. К вершинам знаний.1968.
15. Курманбаев Л. Кого киргизы считают хорошим человеком //Киргизская степная газета. 1894, № 26;
16. Кушеков И. Теория обучения. 1976.
17. Лемберг Р.Г. Дидактические очерки. 1960.
18. Мадии И. Развитие педагогической мысли Казахстана в советский период 1976.
19. Мендикулов М.М. Памятники полуострова Мангышлак и Западного Устюрта. Алма-Ата, 1956;
20. Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы. Уфа, 2000.
21. Саламатов Н. Воспитание и обучение детей у киргизов //Русская школа, 1913, № 1;
22. Сембаев А. История развития советской школы в Казахстан (1962);
23. Сейталиев К. Теория воспитания (1986);
24. Ситдыков А. Педагогические идеи и просветительная деятельность II Алтынеарина. 1968.
25. Тажибаев Т. Развитие педагогической мысли в Казахстане во 2-й половине XIX в. 1962.
26. Типгков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
27. Уманов Г. Педагогические проблемы развития профессионально-технического образования в Казахстане. 1968.
28. Храпченков Г. Научно-педагогические вопросы народного образования в Казахстане. 1976.
29. Шалабаев С. Мангышлак. Алма-Ата, 1973.
30. Казахская советская энциклопедия. Т. 7. //Памятники Мангышлака// Алма-Ата, 1976. С. 453-455.