Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: История Казахстана

Тип: Курсовая работа

Объем: 20 стр.

Полный просмотр работы

Декоративно-прикладное творчество Казахстана

Содержание
Введение 3
1. РАЗВИТИЕ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА КАЗАХСТАНА 4
2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РЕЗЬБЫ 10
Заключение 19
Список литературы 20

Введение
История одной из важнейших областей народного творчества — декоративно-прикладного искусства — тесно связана с традициями, обычаями кочевого образа жизни, с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров. Мастера по дереву, ювелиры, рукодельницы изготавливали изделия, имеющие практическое назначение в быту.

1. РАЗВИТИЕ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА КАЗАХСТАНА
Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков. Археологические находки свидетельствуют о развитии ткачества у племен андроновской культуры на территории Казахстана. Казахский народ стал преемником духовной и материальной культуры племен, издавна обитавших на территории Казахстана. На развитие культуры казахского народа большое влияние оказали народы Южной Сибири, Средней Азии. Значительных высот достигли традиционные народные ремесла во второй половине XIX — начале XX в.
Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов — посуды, мебели, одежды — связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев. Особенно большим спросом пользовались изделия мастеров по изготовлению седел, ювелиров, сапожников и др. Мастера, занимающиеся мелким производством, трудились в своем доме или же у заказчика. Все свои инструменты, сырье они возили с собой и могли кочевать вместе с аулом на жайляу и работать. А мастера по дереву, изготавливающие основу юрты, арбы, большие деревянные изделия, мастера по железу, обработке камня открывали свои мастерские, где изготавливали и продавали свой товар.

У казахов существовало несколько типов браслетов: литые - жумыр блезык, шарнирные – топсалы блезык, с перстнями на цепочках – бес блезык, браслеты в виде наручных часов - сагат блезык, инкрустированные вставками из полудрагоценных камней – козды блезык, а также плоские и витые.
Повседневными украшениями являлись перстни и кольца. Обычно их носили по три или четыре, за исключением массивных перстней, которые надевали в торжественных случаях. Формы и размеры варьировались от миниатюрных до весьма крупных с огромным, круглым либо овальным кастом, порой прикрывающим почти всю кисть руки.

2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РЕЗЬБЫ
Необходимыми инструментами мастеров по дереву считались круглая стамеска, топор, ручная пила, набор долота и ножей, шило, щипцы, рашпиль.
Наша задача – помочь всем желающим научиться резьбе по дереву, овладеть основными приемами этого популярного увлечения. Предлагаемые в статье поделки подобраны таким образом, что изготовление их доступно каждому, они не требуют сложных инструментов или специальной древесины. А некоторые из них по силам смастерить даже детям.

Полукруглыми резцами (рис. 4, г, д, е) делают канавки, углубления, отверстия. Изготовить резцы придется самим, так как промышленность пока их не выпускает. В домашних условиях эти резцы можно сделать из круглых напильников диаметром 6 и 9 мм. Резцы именно таких размеров понадобятся для работы наряду с полукруглыми стамесками. Конечно, чтобы выточить на круглом напильнике канавку, его придется сначала нагреть на газовой горелке докрасна и положить охлаждаться на воздухе. В результате такой термообработки (отжига) твердость металла уменьшится, и канавку нетрудно будет проточить другим напильником (меньшего диаметра). Иногда, чтобы легче и проще получить канавку, в отожженном напильнике слегка отгибают его будущую режущую часть.

Заключение
Декоративно-прикладное искусство уходит корнями в глубь веков и является фундаментом современной культуры, следовательно, дальнейшее духовное, нравственное совершенствование общества невозможно без усвоения жизнелюбия и оптимизма народного искусства, народной культуры. Оно способствует решению труднейших задач в области эстетического воспитания молодежи, развития духовных потребностей, становления художественного вкуса, роста творческих способностей.

Список литературы
1. Ювелирное искусство Казахстана. 19 - 20 вв. Каталог. Государственный музей искусств Казахстана им. А. Кастеева. Алматы, 2008
2. Ибраев Б.А. Космогонические представления наших предков//Декоративное искусство СССР, 1980
3. Искусство стран Востока. //Кн. для учащихся ст. классов/ Анисимов А.Н., Гумилев Л.Н., Желоховцев А.Н. и др.
4. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Т.1,2, Алма-Ата, Онер, 1986-87
5. Маргулан А.Х. Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, Наука,1979
6. Руденко С.И. Культура гуннов и ноинулинские курганы. М.-Л., изд. АН СССР, 1962
7. Руденко С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани. М., Искусство, 1968
8. Казахские ювелирные украшения. Алма-Ата, Онер, 1985
9. Кызласов Л.Р. О значении древнетюркских каменных изваяний изображающих людей. Сов. археология, № 2, 1964
10. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., Наука, 1976
11. Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. М., Наука, 1989
12. Ергалиева Р.А. Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана. Монография. «Гылым», Алматы, 2002
13. Актуально об актуальном. Сборник статей казахстанских искусствоведов. – Сорос-Казахстан. – Алматы: Китап, 1999
14. Изобразительное искусство Казахстана на рубеже веков. //Вступительная статья Ергалиевой Р.А. Алматы: Тамос, 2000
15. Ергалиева Р.А. Современная живопись Казахстана. Ж. «Искусство», Москва, Сов. художник, 1989, № 12