Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Психология

Тип: Курсовая работа

Объем: 32 стр.

Полный просмотр работы

Развитие креативности школьников в процессе обучения

Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы развития креативности детей младшего школьного возраста 5
1.1 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста 5
1.2 Особенности музыкального развития и творчества на уроках музыки 10
2. Система творческих заданий как основа для развития креативности 15
2.1 Творческие задания 15
2.2 Проведение творческого урока-театра 18
3. Опытно-экспериментальная работа по определению уровня креативности младших школьников на уроках музыки 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения 32

Введение
По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Цель курсовой работы – поиск путей развития креативности ребенка на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Объект – деятельность учащихся на уроках музыкального искусства в начальной школе и развитие креативности.
Предмет – влияние системы творческих заданий на процесс активизации художественно-творческих навыков и креативности в процессе музыкальных занятий.
Гипотеза – мы предполагаем, что уроки музыки, построенные на системе специальных творческих заданий способствуют развитию креативности детей. При этом важно соблюдать следующие условия:
Учитель музыки должен стать творческим лидером, истинным творцом, понимающим высокое художественное назначение уроков музыки.
Стержнем каждого урока музыки должны стать свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными заданиями на креативность.
Исходя из цели и гипотезы нами поставлены следующие задачи:
Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме.
Оценка уровня развития креативности детей.
Разработка и составление авторизованной программы по развитию креативности детей на уроках музыки.
Для решения поставленных задач были использованы методы: наблюдение, беседы, анкеты, анализ продуктов деятельности и др.

1. Теоретические основы развития креативности детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.

1.2 Особенности музыкального развития и творчества на уроках музыки
Пути и педагогические приемы развития креативности в процессе общения с музыкой. Это система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять собой, по сути, диалогическое общение и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – ибо нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность.

2. Система творческих заданий как основа для развития креативности
2.1 Творческие задания
По определению ученых-психологов, творческость есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. Творческая деятельность на уроках музыки в начальной школе подчинена нами единой системе творческих заданий, через которую раскрываются специфические связи искусства с окружающим миром в широком смысле и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков – в более узком. Система творческих заданий, по нашему мнению, существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией ЛОО (личностно-ориентированное обучение). Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер.

2.2 Проведение творческого урока-театра
В театре-уроке тоже возникает игра-сотворчество, где одни показывают, действуя в воображаемом пространстве, а другие угадывают, что им хотят показать, но здесь театральная игра происходит в реальной жизненной ситуации урока. Это «театр для себя», где действующие лица постоянно меняют свои роли, становясь то артистами, то зрителями.

3. Опытно-экспериментальная работа по определению уровня креативности младших школьников на уроках музыки
Наша опытно-экспериментальная работа велась во втором «Б» классе.
Наша ОПР включала в себя несколько этапов: диагностический, собственно-экспериментальный (развивающий) и заключительный, на котором проведены повторная диагностика и анализ результатов (представлена динамика роста креативности учащихся второго «Б» класса). Нами были сделаны выводы и даны практические рекомендации.
На протяжении всех этапов с помощью диагностических контрольных заданий, опросов, бесед нами проводилось отслеживание роста знаний, умений и навыков по следующим компонентам:
- музыкальное восприятие (слушательские умения);

Заключение
Анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал, что развитие креативности детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике.
Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, со школьными уроками музыки. Именно уроки музыки помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

Список использованной литературы
1. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования. Минск.: 1996. – 300с.
2. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1991. – 25с.
3. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии. 1999. № 2
4. Духовная культура школы. Составители: Щуркова Н.Е., Мукамбаева М.М., Петрозаводск, 1992. – 90с.
5. Искусство и школа. Книга для учителя / сост. Василевский А.К. – М.: Просвещение, 1981. – 288с.
6. Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. 1992. № 6.
7. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании. Обзорная информация. – Вып.2. – М.: Педагогика. 1984. – 98с.
8. Критская Е. Интонационный анализ – творчество учителя и ученика / Искусство в школе. 1993. № 1.
9. Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека. // Вопросы психологии. 1990. № 3
10. Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество. – с. 9-18. Искусство в школе № 2. – М. 1994.
11. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996, - 240с.
12. Московская С. Педагогика будущего. Синтез искусств. Звук и цвет. – СПб.: 1995. – 96с.
13. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. – 192с.
14. Немов Р.С. Психология. Книга II. М.: Просвещение, 1994. – 496с.

Приложения
Динамика музыкально-творческого развития креативности учащихся второго класса (%)