Казачество как феномен культуры
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Этносоциальный и культурный феномен казачества: исторические корни, эволюция 6
1.1. Казачество и внешняя политика российского государства 6
2. История политической позиции казачества 11
2.1. Казачество: между прошлым и будущим. Исторический аспект 11
2.3 Процесс возрождения Сибирского казачества на современном этапе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Введение
Актуальность курсовой работы. Человеку всегда присуще стремление постичь прошлое ради будущего. Его всегда волновали судьбы своей страны, своего народа, своё собственное будущее. В особенности обострялся интерес к нему в моменты крупных исторических событий: социальных потрясений, революций, переворотов или радикальных реформ, непосредственно затрагивающих интересы государств и народов, отдельных людей.
Сейчас наиболее актуальными и требующими пристального изучения вопросами представляются следующие: о происхождении казачества, о взаимоотношениях российского самодержавия и казаков, о роли последних в расширении границ Российского государства, их участие в войнах. Особенно нуждается в исследовании эволюция казачества, в ходе которой оно обретало не только этнические, но и социально выраженные сословные и даже национальные черты.
1. Этносоциальный и культурный феномен казачества: исторические корни, эволюция
1.1. Казачество и внешняя политика российского государства
История казачества неразрывно связана со становлением и развитием Российского государства, его превращением в крупную военную державу. Возникшее на южных окраинах Московского царства в первой половине XVI века, казачество более трех столетий играло активную роль во внешней политике России, заставляло говорить о себе в столицах Европы, Ближнего Востока и Азии.
Формирование и превращение казачества в служилое сословие Российского государства прошло длительный исторический путь, оно пережило «золотой век», поднялось к вершинам боевой славы, познало страшные годы разорения. Во второй половине XVI века возникла официальная версия происхождения казачества, у истоков которой стояло самодержавие. В 1549 году в отписке царя Ивана IV ногайскому князю Юсуфу отмечалось, что на Дону «те разбойники казаки живут без нашего ведома и от нас бегают» [9; 6].
2. История политической позиции казачества
2.1. Казачество: между прошлым и будущим. Исторический аспект
Казачество было уникальным социальным образованием, воплотившим в своем облике и быте черты живого носителя государственности, основанной на свободе и порядке. Так писали публицисты прошлого века, эта мысль нередко звучит и в публикациях последних лет. Судьба казачества как проблема социально-политическая вновь в центре внимания общества, и это добрый признак, есть, стало быть, надежда на то, что справедливость восторжествует, полноправные права одной из первых жертв большевистского геноцида будут восстановлены.
2.3 Процесс возрождения Сибирского казачества на современном этапе
Возрождение казачества как этноса, существование которого доказывали неоднократно историки казачества в дореволюционное время и историки казачества за рубежом, началось в необычных условиях демократических преобразований в 1990 году, когда 70 представителей казачества, потомки казачьих родов с Дона, Кубани, Урала и Терека, собрались 5 января в Москве, создали Московское землячество казаков. Первым атаманом был избран кубанский казак, писатель Гарий Леонтьевич Немченко. Весть о создании землячества быстро облетела всю страну, пересекла границы и вновь вернулась в Москву телефонным звонком казака из Австралии, настолько сильным был зов крови, перекрывавший расстояния.
В апреле того же года снова в Москве собрались представители потомков казаков, уже с исконно казачьих земель, бывших восьми казачьих войск. Интересно, что представителем от сибирского казачества был казачок из Омска Саша Лосунов, который в свои 16 лет показал глубокие знания истории Сибирского казачьего войска. Впоследствии он стал по направлению омской казачьей организации студентом исторического факультета.
В апреле 1990 года был создан оргкомитет по созыву Большого учредительного круга Союза казаков. В него вошли представители всех уже имевшихся на местах казачьих организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы казачества прошлого и настоящего находятся в неразрывной связи. Они всегда привлекали и привлекают к себе внимание исследователей. Без объективного истолкования нельзя до конца разобраться в сложных перипетиях российской истории в целом, потому что казаки на ее страницах всегда выступали в качестве активных субъектов.
До самого недавнего времени казачья история относилась к числу «запретных зон», хотя необходимость ее изучения специалистами осознавались всегда. И в этой области ими предпринимались определенные шаги. Уже со второй половины XIX века казачество рассматривалось исследователями как сословие. С тех пор «сословная» характеристика обрела устойчивый характер.