Зарождение гуманистических основ педагогической мысли в Казахстане в IХ-ХIV вв.
Содержание
1. Педагогическое наследие Абу Наср Аль-Фараби 3
2. Педагогические идеи мыслителей казахской степи: Коркут, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ахмед Югнаки (Жуйнеки) 6
3. Педагогические идеи Ходже Ахмед Яссави 11
ЛИТЕРАТУРА 12
1. Педагогическое наследие Абу Наср Аль-Фараби
Одним из великих мыслителей, философов Средневековья является Абу Наср аль Фараби (870 -950 гг.) Развивая учения Платона и Аристотеля о целях и средствах достижения истинного человеческого счастья, Абу Наср аль-Фараби в своих научно-педагогических трудах отводил значительное место вопросам воспитания и образования личности. Он считает, что люди с равными природными способностями различаются воспитанием, достоинство каждого определяется его воспитанностью. Первостепенную роль Аль-Фараби отводит нравственному воспитанию, которое в значительной степени гарантирует достижение человеком наивысшего совершенства и счастья. Вопросы морально-нравственного воспитания проходят красной нитью в таких его социально-этических и педагогических сочинениях, как "Указание пути к счастью", "О достижении счастья", "Гражданская политика", "Взгляды жителей добродетельного города" и др.
2. Педагогические идеи мыслителей казахской степи: Коркут, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ахмед Югнаки (Жуйнеки)
Истоки педагогической мысли казахского народа уходят в древность, в народные предания и легенды. Начало духовной жизни и культуры народов складывалось веками, воспроизводя и закрепляя в традициях мировосприятие человека, его мышление, образ жизни, поведение. Со временем изменялись представления, религиозные чувства, постепенно происходил процесс выделения личного сознания из полисного. Идеальные герои наделялись полубожественным-полуземным происхождением, воодушевляя людей на подвиги, даруя силы физические и интеллектуальные, формируя ценностное отношение человека к миру и самому себе (представление об истине, добре, красоте, справедливости и т.д.).
Наиболее известным среди казахов является народное предание о Коркуте. По мнению великого ученого казахского народа Ч.Валиханова, Коркыт не только первый баксы (шаман), но к тому же и первый сказитель. В одном казахском предании говорится: "… в незапамятные времена, когда люди еще не умели петь, песня пролетала над землёй. Тем народом, над которыми она низко пролетала, досталась больше песенных мотивов и мелодий. Над казахской степью песня почти стелилась, и поэтому казахи- лучшие певцы в мире". И зачинателем этого искусства был Коркут.
3. Педагогические идеи Ходже Ахмед Яссави
Большое влияние на формирование мировоззрения казахов оказала суфийская философия, которая в Казахстане была связана с именем великого мыслителя ХII века Ходжа Ахмета Яссави. По своим воззрениям он был суфием, приверженцем мистического учения среди ислама, которое проповедало воздержание и аскетизм. Основное место в теории познания суфизма занимает мистическое постижение истины. Бог-Истина непостижим разумом, потому что он вечен, ибо бренное не может охватить вечное. Суфийские мыслители не отвергали ценности рационального знания, но в то же время отмечали ограниченность его возможности. Предмет познания для суфиев был ограничен религиозными рамками. Главное для них - поиск ответов на вопросы, что есть Бог и человек, возможно ли постижение Бога, чем и как должен руководствоваться человек в своем жизненном поведении и др.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Антология педагогической мысли Казахстана / Сост. К. Б. Жарикбаев, С.К. Калиев . – Алматы, 1995.
2. Кубесов А. Педагогическое наследие Аль-Фараби./А.Кубесов.-Алма-Ата: "Мектеп",1989.
3. История философской и общественной мысли Казахстана.- Алматы, 1997.
Дополнительная:
14. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963
17. Болеев Т.К., Мамашев А. Великие мыслители Востока о воспитании - Жамбыл, 1993
25 Антология педагогической мысли Казахстана /Сост. К.Б.Жарикбаев, С.К.Калиев.- Алматы: Рауан,1995.-512 с.
26 История Казахстана с древнейших времен до наших дней. – в 5т. Алматы,1997.-т.3.-238с.
30. Кубесов А. Педагогическое наследие Аль-Фараби./А.Кубесов.-Алма-Ата: "Мектеп",1989.
31. Возвращение учителя. О жизни и творчестве Аль-Фараби.- Алма-Ата. Жазушы, 1975.-35 с.
32. История философской и общественной мысли Казахстана.- Алматы, 1997.
33. Баласугунский Ю. Благодатное знание./Ю.Баласугунский.-Алма-Ата: Наука,1970.-90с.