Казахское ханство 15-18 вв.
Оглавление
Введение 3
1. Государственно-политические предпосылки образования Казахского ханства 5
2. Общественный строй казахского ханства в XV-XVIII вв 10
3. Политический строй казахских ханств в XV-XVIII вв 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Введение
Древнюю историю Казахстана можно разделить на индоевропейский и тюркский периоды. В III-I тыс. до н.э. насельники по своим хозяйственным, культурным традициям, в лингвистическом и антропологическом отношении входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи.
В эпоху бронзы на примере Сибири (Западной) Казахстана и Ср. Азии была распространена андроновская культура, имеющая свои региональные черты. Она стала основой номадизма (кочевничество). Преемниками этой культурно-исторической общности местных насельников стали номады евразийских степей раннего железного века.
В период раннего железа здесь обитали сако-скифские племена, савроматы и другие племена.
В XIII в. поступательное развитие этнической консолидации населения Казахстана было задержано монгольским нашествием. Добавился новый этнический компонент – монгольские роды и племена – жалаиры, конграты, мангыты, барласы и др. Монголы составляли правящий слой, хотя были ассимилированы тюрками.
Этнос - это исторически сложившаяся устойчива совокупность людей с общими физическими чертами, общностью культуры, языка, этническим самосознанием и самоназванием. Важнейшее значение для формирования и сохранения этноса имеет его территориально-социальное единство.
В XV-XVI в.в. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории.
Цель: рассмотреть Казахское ханство 15-18вв.
1. Государственно-политические предпосылки образования Казахского ханства
Ак-Орда в начале XV века распалась на Ногайскую Орду и ханство Абулхаира.
Система политической власти в Ногайской Орде знаменательна тем, что Ордой управляли не чингизиды, а формально избираемые представители дома Едиге. Ногайская Орда в XV-XVI в. представляло собой раннефеодальное военно-аристократическое государство. Власть военно-феодального меньшинства сочеталась с изжившими себя формами и институтами родового управления. Только в начальный период это обширное объединение имело относительно сильную централизованную власть. Впоследствии выделились самостоятельные и полусамостоятельные орды во главе с мурзами, биями. Ногайская Орда распалась на Большую (между Волгой и Уралом), Малую (Предкавказье) и Алтыаульскую на р. Эмба.
Орда управлялась бием (князем), избираемым мурзами из числа представителей замкнутого сословия правящего дома Едиге (рода Мангыт). Мурзы – потомки многочисленных сыновей Едиге - были крупными владельцами земель и скота и обладали в своих владениях всей полнотой власти. Внутри своего клана они устанавливали порядок судебных разбирательств, в их отношениях между собой действовал принцип родового старшинства.
2. Общественный строй казахского ханства в XV-XVIII вв
Социальная организация казахского общества покоилась на самых разнообразных явлениях и связях. Многочисленные генеалогические, общинные, военные, потестарные, культурные и другие связи общественной организации лежали в основе единства и целостности данного социума. Традиционная общественная организация казахов представляется в первую очередь как сочетание племенных групп.
Основной интегрирующей линией является традиция генеалогического родства, она же обычно служит идеологическим основанием существующих социальных отношений.
Крупные племенные группы, даже этнос, в представлении самих казахов являлись результатом сегментации одной первоначальной семьи. В низших ячейках социальной организации действительно незыблемо соблюдались кровно-родственные принципы. Такие семейно-родственные группы обычно называют патронимиями. Патронимии представляют коллективы близких родственников, связанных общностью хозяйственных интересов. Именно в патронимиях кочевник находит защиту, помощь, она играет важную роль в социализации личности (бiр ата).
Кочевники-скотоводы – (карачу, шаруа) лично свободные общинники, составлявшие основную массу населения, несли ряд повинностей.
Старинной по времени и главной по важности повинностью казахов – кочевников была воинская повинность. Другой повинностью была постойная повинность, которую они несли в натуральной форме: население должно было содержать хана и его свиту во время объезда улусов;
Шаруа кроме своих повинностей уплачивали также хану ежегодно «зякет»(одну двадцатую часть скота часть скота ), а земледельческих районах - «ушур» ( одну десятую часть урожая со своего поля), совершали всевозможные подношения (согым, сыбага). В земледельческих районах система налогов и повинностей была более разветвленной и упорядоченной. оседлые земледельцы платили пошлину и поземельную подать. Существовавший, кроме того, натуральный сбор с крестьян и горожан «для снабжения войск продовольствием» назывался «тагар».
Среди шаруа также различались:
консы–шаруа - бедняки, не имеющие скоты, целыми семьями обслуживали хозяйства султанов, биев за предоставленное им право временного пользования молочным и транспортным скотом феодала;
егинши-кедеи - бедняки - земледельцы, которые за часть урожая обрабатывали участки земли, полученные в аренду от богатых землевладельцев.
3. Политический строй казахских ханств в XV-XVIII вв
Казахское ханство в XV-XVIII веках представляло собой раннефеодальную монархию со значительными остатками патриархально-родового строя и с характерными для условий кочевого хозяйства особенностями.
Первой такой особенностью было отсутствие ясно выраженной организации населения по территориальному признаку. Внутри каждого жуза отдельный род, аул перемещались в течение года по огромной территории, делая в год переходы до тысячи километров. Правда со временем в пределах каждого жуза каждый род и каждый аул более или менее точно знал свой кочевой путь, свои пастбища, свои водопои, зимовки. Но этот факт не мог в условиях кочевого быта получить значение окончательно сложившегося государственного признака. Поэтому в Казахском государстве одновременно с территориальной организацией сохранилась родовая организация населения. Все это свидетельствовало о неразвитости, незавершенности процесса развития, формирования казахской государственности, так и не преодолевшей до конца родового принципа и не заменившей его окончательно территориальным, поскольку кочевое скотоводческое хозяйство и кочевой быт исключали в течении долгих столетий возможность перехода к чисто территориальной системе организации населения.
Съезды казахской знати.
Появление этого высшего феодального учреждения, характерно для феодально-раздробленного государства, относится к моменту образования казахских ханств.
Такие съезды созывались редко, обычно в мае и октябре-ноябре, на них решались наиболее важные вопросы государственной жизни и, в первую очередь, о распределении кочевок и зимовок, о войне и мире. Съезды знати часто проходили в присутствии больших масс народа. Поэтому в источниках эти съезды иногда называют и «народными собраниями», хотя народ активного участия в них не принимал.
Султаны.
Естественными вассалами ханов являлись их родственники – султаны. Свои владения в виде определенного количества родов султаны получали непосредственно от ханов. Султаны обладали огромной властью над подчиненными им родами. Они распоряжались их кочевьями, требовали от биев как от руководителей родов и аулов представления военных контингентов во время войн, разбирали споры между родами, выполняли различные дипломатические поручения от имени хана или от своего имени, если они считали себя достаточно могущественными, чтобы игнорировать хана. У султанов имелись свои вооруженные отряды, состоящие из их тюленгутов и джигитов.
Заключение
Новое возрождение казахской государственности связано с именем султана, - а позже хана, - Абылая. Настоящее имя Абылая - Абильмансур. Он был сыном среднеазиатского правителя, казахского султана Коркем-Уали. Во время жонгарского нашествия Абильмансур двенадцатилетним мальчиком бежал в степь и, скрывая свое происхождение, некоторое время был простым пастухом. В конце 20-30 гг. Абильмансур принимает участие в боях с захватчиками вначале в качестве рядового воина, затем быстро выдвигается и становится одним из наиболее влиятельных батыров. Абильмансур принял имя Абылая, своего деда, знаменитого батыра, прославившегося в поединках.
Жонгары, заключив в 1739 г. мир с Цинской империей бросили все свои силы на запад и в 1741 г. начали новый последний поход на казахов.
Список использованной литературы
Основная литература:
1. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XVI в. Алма-Ата, 1985.
2. Асфендилов С. Д. История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993.
3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989
4. Еркин Абиль. История государства и права РК с древнейших времен до начала 20 века. Курс лекций. Астана, 2000г.
5. Жумагамбетов Т.С. История государства и права РК (древность и средневековье). Уч. пособие, Алматы, 2000г
Дополнительная литература:
6. Басин В.Я. Россия и казахские ханства в XVI- XVIII веках. Алма-Ата. 1971.
7. Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968
8. Есенов А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963.
9. История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк / Под ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993.
10. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С. 276.
11. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата, 1990.