Духовно-нравственные ценности личности
Содержание
Введение 3
1. Духовно - нравственная жизнь в категориях психологии 6
1.1 Термины "духовный" и "дух" в религиозном значении 6
1.2 Антропологическое понимание духовной жизни 10
1.3 Иерархические свойства духовной сферы 14
1.4 Основные интенции духовной жизни человека 21
2. Духовно-нравственные ценности личности 28
2.1 Проблеме формирования духовно-нравственной личности 28
2.2 Духовно-нравственное воспитание в религиозных учреждениях 34
Заключение 36
Список литературы 38
Введение
Личностные ценности пронизывают всю жизнь отдельного человека, а вместе с ним и все общество. Знание законов, по которым возникают, существуют и исчезают личностные ценности, открывает новые горизонты понимания психологии личности и психологии сообществ.
Изучение особенностей формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций личности необходимо начинать с рассмотрения понятий «ценность», «ценностные ориентации», «духовно-нравственные ценности» и смысловых единиц, связанных с данными понятиями и помогающих раскрыть их сущность.
1. Духовно - нравственная жизнь в категориях психологии
1.1 Термины "духовный" и "дух" в религиозном значении
Чтобы определиться с первой задачей, с самой возможностью определять психологические категории к тем явлениям, которые мы традиционно связываем с "духовностью" человека, сначала мы должны определиться с содержанием этого понятия.
1.2 Антропологическое понимание духовной жизни
Оставим пока христианскую картину мира и попробуем перейти к фактам психической жизни человека. Здесь встает такой вопрос: что можно назвать "духом" в чисто психологической картине психической реальности? Термин "дух" в смысле "индивидуального человеческого духа" пока очень осторожно применяется отечественной психологией. Среди авторитетных работ одной из первых можно назвать учебное пособие В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева "Психология человека", в которой есть целая глава, посвященная "психологии духовности". Они определяют психологию духовности как "особую форму рационального знания о становлении субъективного духа человека". В ней духовность определяется как специфически человеческое свойство психики, "связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования", а духовное бытие определяется как "высший способ личного существования, связанный с освобождением от обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрасти и прельщений собственной самости". В подобном ключе определяет дух и духовность Б.С, Братусь - как универсальность, высшую нравственную способность человека отождествлять себя со всем человечеством, с Универсумом.
1.3 Иерархические свойства духовной сферы
Определяя духовную сферу в первом смысле, как высший уровень психического, о духовности и её проявлениях можно говорить как о высших психических функциях (к этому собственно и пришел Выгодский, разрабатывая свою теорию ВПФ). Тогда основная методологическая задача нашей темы оказывается уже решенной. Любая система научной психологии, даже сугубо материалистическая советская, уже включает духовное измерение. Духовным в любых проявлениях человеческой психики будет то, что делает её собственно человеческой, в отличие от той сферы биологического и инстинктивного что также присутствует в человеке.
1.4 Основные интенции духовной жизни человека
Раскрывая проблему сущности человека, необходимо ввести новое методологическое понятие - "интенция". Совокупность интенций как духовных свойств и будут составлять специфически человеческий способ бытия, то есть нашу родовую сущность. Поясним на примере самосознания, которое мы считаем одной из таких интенций. Если человек "трижды дан сам себе" и третий уровень данности - самосознание - специфически человеческий, то в нём заключена онтологическая основа человеческой духовности: разума, совести, нравственности, свободы, ответственности, веры, совершенства, творчества. Роль самосознания в человеческом способе бытия неоспорима. Например, основу нравственного поведения составляет совесть, определяемая как нравственное самосознание. Самосознание иногда отождествляют с Я - концепцией, хотя последняя гораздо шире.
2. Духовно-нравственные ценности личности
2.1 Проблеме формирования духовно-нравственной личности
Начало ХХI века дает странное ощущение эпохи: наступление нового тысячелетия совпало с ситуацией, когда Россия оказалась ввергнутой едва ли не в самую трагическую полосу исторических испытаний, в ситуацию всеобщего кризиса, сопровождающегося кризисом духа народа в условиях размытого духовно-нравственного идеала и отсутствия единых принципов и ориентиров развития.
Наблюдается глубокий спад во всех сферах общественной жизни страны, распадается прежняя картина мира, нет ещё утвердившейся новой системы духовно-нравственных ориентиров. Особенно неопределёнными, неустойчивыми являются ценностные ориентации и духовные позиции современной молодёжи. В настоящее время идёт становление новой социальной системы, качественно отличающейся от прежней.
2.2 Духовно-нравственное воспитание в религиозных учреждениях
Цель, поставленная перед религиозными образовательными учреждениями Казахстан - это подготовка высококвалифицированных мусульманских теологов и священнослужителей, обладающих ценностями мусульманской и общечеловеческой духовной культуры, реализуя образовательную программу, включающую в себя ряд религиозных и светских предметов. Таким образом, задачи и цель носят духовно нравственный характер изначально.
Причинами, мешающими консолидации общества могут быть названы: резкое ухудшение жизни большинства россиян в результате социально-экономического кризиса, распада производства; вырождаемость населения; резкое изменение национальной психологии и преобладание региональных, социально-групповых, корпоративных чувств, позиций и интересов. Всеобщее распространение индивидуализма, эгоцентризма, личной выгоды, разрушение основ коллективной, а тем более, общественной психологии в сознании граждан Казахстана.
Заключение
В управляемом образовательном процессе ценностные ориентации выступают в качестве объекта деятельности воспитателя и самих воспитанников. Отсюда следует, что полное и органичное освоение духовно-нравственных ценностей учащимися являются условиями оптимальности процесса нравственного воспитания как основы духовного развития личности.
Для стабильного существования духовно-нравственных ценностных ориентаций требуется научно обоснованное построение программы формирования аксиологических начал личности, опирающееся на разработанные теоретические и практические аксиологические аспекты педагогики и психологии.
Список литературы
1. Аксиомы религиозного опыта // Журнал Московской патриархии. 1993. №11. – С.97.
2. Белинский В.Г. Горе от ума. – Собр. Соч.: В 9т. – М., 1977. –Т.2.-С.192.
3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. – С.322.
4. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993
5. Троицкий В.Ю. Словесность в школе: Кн. Для преподават. русской филологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 15.
6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М.: Мысль, 1998. – 253с.
7. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. – Москва, 1987. – 64с.
8. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности. Психология.
9. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности.//Психология личности в социалистическом обществе./ Под ред. Б.Ф. Ломова. – М., 1989. – с.102 – 110.
10. Гудилина Э.Б. Простые нормы нравственности и их роль в воспитании личности. – Москва, 1995. – 63с.
11. Гостев А.А. Образная сфера в познании и переживании духовных смыслов. М., 2001.
12. Гостев А.А. Психология вторичного образа (субъект, феноменология, функции). / Докторск. дисс., СПб., 2002.
13. Дворецкая М.А. Святоотеческая психология // Программа курса и конспект лекций. СПб., 2000.
14. Елисеев В.А. Тринитарное богословие как источник возникновения понятия личности // Актуальные проблемы истории психологии на рубеже тысячелетий. М., 2002, с. 77-87.
15. Кирьякова А.В. Теория ориентаций личности в мире ценностей. – Оренбург, 1996. – 190с.