Игровой метод организации деятельности школьников
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Возникновение и влияние игрового обучения на развитие школьника 5
1.2 Группы игр применяемые в школе 7
1.3 Технология игровой формы обучения 14
1.4 Выбор игры 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ 23
1.1 Теоретические основы организации игрового обучения 23
2.2 Правила проведения урока в игровой форме 24
ГЛАВА 3. ИГРОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ «СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ВВЕДЕНИЕ
Наиболее перспективной формой уроков экономики является игра. Обычный комбинированный урок явно уступает ей по эффективности. Это не случайность, а следствие общего кризиса классно-урочной системы.
Близкая гибель классно-урочной системы таится в противоречиях, которые он не в силах разрешить.
Во-первых, современность требует от школы учить мысли, а урок учит только знаниям. Само понятие «знания» себя исчерпало. Как можно учить знаниям, если информация в современном мире каждые 7 лет обновляется на 50% и удваивается при этом. То, чему мы учим, устаревает раньше, чем дети покидают школу! Учить знаниям – учить заранее ненужному.
Цель курсовой работы рассмотреть игровые технологии обучения в современной школе.
Для осуществления нашей темы необходимо раскрыть следующие задачи:
- изучить основы технологий игровой формы обучения в школе;
- раскрыть организацию игровой формы обучения;
- на примере игры «Семейная экономика» рассмотреть игровой метод обучения школьников.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Возникновение и влияние игрового обучения на развитие школьника
Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце 19в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.
Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
1.2 Группы игр применяемые в школе
Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.
1.3 Технология игровой формы обучения
В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:
a) Работа с учебником.
b) Использование аппарата учебника.
c) Иллюстрации учебного пособия.
d) Исторические карты.
e) Учебные исторические картины.
Старший школьный возраст.
1. Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.
2. Учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке).
3. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения.
Перед учителем стоят задачи:
1.4 Выбор игры
Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний и др. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
1.1 Теоретические основы организации игрового обучения
Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:
1. Использование игровых элементов на уроке.
2. Урок – игра.
Игровые элементы
Цель: ввести в урок творческие задания игрового характера.
2.2 Правила проведения урока в игровой форме
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:
1. Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
ГЛАВА 3. ИГРОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ «СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА»
Ведущий предлагает всем отправиться в "плаванье" на катамаране "СЕБЮД" (семейный бюджет). Но вначале необходимо выяснить, кто же будет в этом путешествии капитаном, кто пассажиром, кто рулевым (проводится тест "Капитан, рулевой, пассажир").
Ну вот, теперь все роли распределены и мы можем отправиться в путь. Для повышения комфортности и безопасности наш "СЕБЮД" оснащен двигателем, питанием из бака "Семейных доходов". Без горючего наш катамаран не сможет плыть, поэтому вам необходимо его заправить. Как вы думаете, какое горючее поможет пополнить бак семейных доходов?
Ребятам предлагаются карточки с вариантами: заработная плата, акции, семейные сбережения, дополнительный приработок.
Дети выбирают нужные карточки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Элементы игры на уроках, хотя бы раз, использовал каждый учитель, но для меня игры - основа обучения экономики.
На мой взгляд, экономика предмет особо приближённый к игровой форме, ведь экономическое образование предполагает не только усвоение знаний и понимание законов, но и тренировку навыков экономического поведения. Экономику, в отличие от, например, алгебры, необходимо «пощупать руками». Игра на экономических занятиях не просто выгодна, но просто необходима. Она даёт очевидные преимущества на всех этапах проведения дидактического взаимодействия.
I. Мотивация познавательной активности.
II. Активизация познавательных действий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабанский «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г.
2. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.
3. В.П. Дроздовский, В.И.Спадарщ., Н.И.Данильченко «Преодолеть пропасть», М – Просвещение, 1989г.
4. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.Просвещение, 1991г.
5. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.
6. Журнал «Сто друзей» №17, 2002 г.
7. Завгородняя О.Д. «Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки» М. – 1987г.
8. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.
9. Каплан С.Д. «Я делаю уроки». Минск, 1998г.
10. Лукин А.И. «Аудитория. Музей. Театр». Новосибирск, 1992г.
11. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 1990г.
12. Обзор статей по теме в журнале «Преподавание истории в школе» с 1991-1992г.
13. Оконь В. «Введение в общую дидактику» Пер. С.Кольского. – М.Высшая школа, 1990г.
14. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.
15. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. М.. 2003 г.
16. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. – М.: Просвещение, 1989.
17. Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966г. №3