Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Теория государства и права

Тип: Курсовая работа

Объем: 33 стр.

Полный просмотр работы

Мусульманское право


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Особенности мусульманского права и его развитие 5
1.1 Этапы становления Шариата и его развитие 5
1.2Мусульманское право. (Основные черты мусульманской правовой системы) 8
1.3 Переплетение права и религии 9
1.4 Сравнение с каноническим правом 11
2. Источники мусульманского права. (Основы мусульманского права) 13
2.1. Коран 13
2.2. Сунна 16
2.3. Иджма 18
2.4. Кияс 20
3. Отрасли мусульманского права 22
3.1. Правовое регулирование брачно-семейных отношений 22
3.2. Правовое регулирование имущественных отношений 25
3.3. Наследственное право 27
Заключение 32
Список использованной литературы 33

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы можно выразить в двух тезисах. В последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились, примеры этому можно найти как в России (контртеррористическая операция в Чечне), так и в других странах (Косовский конфликт, противостояние Израиля и Палестины). Можно сказать, что в этих конфликтах основную роль играет политика, но правовой аспект тоже исключать никак нельзя. И чтобы эти конфликты реже переходили в стадию вооруженного столкновения, необходимо знать те правовые основы, обычаи и религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание мусульманского человека. Рассуждать о шариате значит коснуться важнейшей стороны ислама - одной из ве¬ликих мировых религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а чис¬ленность последователей превышает 1/6 населения современного мира. Попытка представить себе это явление, пусть даже в самом общем виде, осложняется тем, что до последнего времени ислам удостаивался серьезного внимания и объективного анализа разве только в академических изданиях. В средствах же массовой информации и обыденном сознании большинства граждан (прежде всего - немусульман) эта религия представлялась как достаточно примитивное, обращенное в прошлое учение, оправдывающее слепой фанатизм, нетерпимость и ограниченность.

1. ОСОБЕННОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА И ЕГО РАЗВИТИЕ.
1.1 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ШАРИАТА.
Шариат, как любая другая правовая система, развивался в соответствии с основными этапами развития общества, жизнью которого он призван управлять. Техника выведения шариата из божественных источников и формулировка его основных идей и принципов, безусловно, является продуктом интеллектуальных, социальных и политических процессов в мусульманской истории. Невозможно подробно проанализировать все эти процессы, но их краткий обзор, который поможет понять, как создавался шариат, может быть полезен.

1.2 МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО. (ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ).
Правовые системы 45 афро-азиатских государств (от Марокко до Индонезии) относятся к мусульманской правовой системе. Наиболее мусульманскими считаются 33 страны (Иран, Афганистан, Турция, государства Арабского востока, Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и т.д.) Здесь более 80% населения является мусульманами, а ислам провозглашен в конституциях государственной религией.

1.3 ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ.
Основное содержание мусульманского права - вытекающие из ислама правила поведения верующих и наказания (обычно религиозного толка) за невыполнение данных предписаний.
С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности, но социальные институты, формы собственности, особенности права, философии, политического устройства, этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона стояла все же на первом месте.

1.4. СРАВНЕНИЕ С КАНОНИЧЕСКИМ ПРАВОМ.
Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки распространившей свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов.

2.1. КОРАН.
Полный текст Корана, который мусульмане считают истинным и окончательным посланием Аллаха, был собран на самом раннем этапе мусульманской истории. Поскольку все мусульмане считают текст Корана точным и не подлежащим обсуждению, я считаю, что нужно пересмотреть методы использования Корана, как основы позитивного права.

2.2. СУННА.
Арабский глагол санна означает «придавать чему-либо надлежащую форму и создавать нечто в виде образца». Этот же глагол употребляют, говоря об образцовом поведении. Такое образцовое поведение может либо быть результатом соблюдения традиции предков-основателей, скажем, племени или общины, или, напротив, чем-то принципиально новым, устанавливающим образец для подражания. Как объясняет Фазлур Рахман, эта концепция содержит в себе два элемента: некий (предполагаемый) исторический пример поведения и его нормативность для последующих поколений.

2.3. ИДЖМА.
Когда понятие сунна было сведено только к Сунне Пророка, «живой традиции» его Сподвижников и последующих поколений был придан более низкий статус, но она сохранила значение как Иджма (консенсус), третий источник шариата. Кроме чисто логического основания для этого, мусульманские правоведы считали, что сама Сунна поддерживает принцип иджмы как источника шариата, ибо Пророк сказал: «Мой народ (уммати) никогда не будет единодушен (туджмиу) в заблуждении». В поддержку авторитета иджмы также приводят стих 4:115 Корана.

2.4. КИЯС
Применяя Кияс (аналогию), юрист «на основании некоего общего принципа, воплощенного в прецеденте, делает вывод о том, что рассматриваемый им случай подходит под этот принцип или подобен данному прецеденту, поскольку ему свойственна общая с ними существенная характеристика, именуемая «основанием» (илла)». Поскольку определение «илла» или основания исходного прецедента или прежнего правила и наличия того же основания в новом случае зависит от мнения правоведа, принцип Кияс вызывал сопротивление, так как основывал шариат на человеческих суждениях, а не божественном откровении. Подобных обвинений можно избежать, только если ограничить применение Кияс теми случаями, в которых невозможно применить ни один из других источников шариата, и если принимаемое в результате решение полностью соответствует совокупности шариата, всем его принципам и правилам.

3. ОТРАСЛИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА.
3.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Основными источниками мусульманского семейного права являются: Коран, Сунна, Кияс, Иджма, фетвы (юридические заключения высших духовных лиц) и адаты (традиции, обычаи арабов и других народов, испо¬ведующих ислам).
С самых истоков ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения – это источник любви, сострадания и понимания. В частности, у мужчин поощряется внимательное, доброе отношение к женам, что говорится и в Коране, и в высказываниях Пророка Мухаммеда.

3.2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Нормы, регламентирующие имущественные отношения, в шариате занимали важное положение. Как отмечалось ранее, Шариат основывается на религиозных догмах, поэтому и субъектом собственности в мусульманском праве являлся Аллах. От того, насколько мусульманин религиозен, насколько он исполняет свой долг перед Всевышним, он и получает возможность участвовать в сделках и иных юридических правоотношениях. Необходимо отметить, что в мусульманском праве подробную разработку получил вопрос о гражданской дееспособности, которая была необходимым условием для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Было известно понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т.д.

3.3. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО
Наследственное право мусульман широко и запутанно. В основе мусульманского учения лежит основа о существовании двух миров – земного (ад-дунья) и загробного (аль-ахират). Весь дух ислама и шариата пропитан мыслью о том, что здешний мир - временный, преходящий, грешный, главный же - загробный мир. Подготовка мусульманина к загробному миру по шариату заключается в старании не оставить после себя никаких долгов и незавершенных дел, будь они религиозного или светского характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Заканчивая данную работу, можно подвести итог изучению мусульманской правовой системы и мусульманского общества в целом. Главная задача заключалось в том, чтобы как можно более полно раскрыть возникновение и основные черты мусульманского права, выделить те их аспекты, которые позволили мусульманскому праву (по мнению же многих людей-немусульман институту патриархальному и не имеющему право на жизнь) со временем приобрести мировое значение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коран: пер. ак. Крачковского И. Ю. М., 1990.
2. Климович Л. И. Книга о Коране. М., 1986.
3. Сюкиянен А.Р. "Мусульманское право". - М., 1986 г.
4. Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.,1980 г.
5. История государства и права зарубежных стран/ Под ред. Жидкова О. П., ч. 1, М., 1996.
6. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991