Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Философия

Тип: Контрольная работа

Объем: 28 стр.

Полный просмотр работы

Философия Древнего Востока

Содержание
Введение 3
1 Древнеиндийская философия 7
2 Философия веданта 7
3 Философия санкхья 9
3 Философия санкхья 9
4 Философия вайшешика 10
5 Философия джайнизма 11
6 Философия буддизма 13
7 Философия локаята 15
8 Философия йога 16
9 Древнекитайская философия 17
10 Конфуцианство 18
11 Даосизм 20
12 Моизм 22
13 Легизм 23
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Введение
Философия - не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании обще-ственного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологиче-ских принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия.

1 Древнеиндийская философия
Индийская культура является одной из самых древних в истории чело-веческой цивилизации. В ее рамках была создана оригинальная философия, оказавшаяся большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Ново-го и новейшего времени как в самой Индии, так и за ее пределами, в частно-сти, в западной Европе. В истории древнеиндийской философии обычно вы-деляют три периода: ведический (1-я пол. I тыс. до н.э), эпический (2-я пол. I тыс. до н.э.) и классический (с I тыс. н.э.). В ведический период были созда-ны тексты Вед, в которых изложено мифологическое мировоззрение родово-го общества. Заключительным этапом эволюции Вед считаются Упанишады, явившиеся переходной формой от мифологии к философии в древнеиндий-ском обществе.

2 Философия веданта
Философской системой, непосредственно опирающейся на Веды, явля-ется веданта («завершение вед»), которая служила теоретическим обоснова-нием брахманизма. Для этой философии спекулятивная часть ведического комплекса (Упанишады) есть то же самое, что для христианской философии Новый завет. Из Упанишад заимствуется прежде всего учение о Брахмане-Атмане как абсолютной субстанции, основе всего сущего. Важнейшими древними источниками по философии веданты являются трактат Бадараяны (II в. н.э.), а также комментарии Шанкары (VIII-IX вв. н.э.).

3 Философия санкхья
Одной из ранних философских школ, имеющих прямое отношение к ве-дической традиции, является санкхья. Основателем ее был Капила (VI в. до н.э.). Самым древним из дошедших до нас трудов является работа Ишвара-Кришны «Санкхья - карика».

4 Философия вайшешика
Основателем школы вайшешика считается Канада (VI-V вв. до н.э.). Ис-токи умозрения этой школы можно обнаружить в ранних Упанишадах. Цель мудрости вайшешика видит в освобождении человеческого «я» от страдания и зависимости. Последняя причина страдания - незнание. Поэтому путь к ос-вобождению лежит через знание, истинное постижение реальности. Такое познание предполагает исследование категории бытия.

5 Философия джайнизма
Основателем джайнистского религиозно-философского учения считает-ся Махавира Вардхамара (VI в. до н.э.). Это учение является дуалистическим, поскольку его представители, джайнисты, выделяют две части бытия - нежи-вое (аджива) и живое (джива). Неживое включает в себя состоящую из ато-мов материю, время, среду, а живое отождествляется с одушевленным. Джи-ва вечна и непреходяща, но она распадается на множество облеченных в са-мые разные материальные оболочки душ, которые переходят из одного тела в другое (самсара). Однако во всем живом заключена одна душа и отсюда сле-дует обет ахимса.

6 Философия буддизма
Философия буддизма развилась из учения Сиддхархи Гаутамы (ок. 583-483 гг. до н.э.), названного впоследствии Буддой. Это религиозно-философское учение имело созерцательный характер.

7 Философия локаята
Материалистическая линия в древнеиндийской философии была пред-ставлена прежде всего учением локаятиков-чарваков. Локаята означала фи-лософию этого мира, философию народа, поскольку в нем нашло отражение народное мировоззрение. Основателем этого учения считают Брихаспати. Локаятики подвергли критике мировоззрение Вед, отрицали жизнь после смерти, закон кармы и сансару, отвергали существование бога.

8 Философия йога
Древние ведические корни имеет классическая йога, основателем кото-рой был Патанджали (II в. до н.э.). Все восемь частей этой философии (яма - воздержание, нияма - самодисциплина, асана - сидение в позе, пранаяма - ре-гулирование дыхания, пратьяхара - прекращение деятельности чувств, дха-рана - сосредоточенность, дхьяна - размышление и самадхи - прекращение деятельности сознания) восходят к элементам йогической практики, содер-жащимся в ряде упанишад.

Заключение
В заключении следует еще раз напомнить о специфике восточной фило-софии. В восточной мысли религиозное и философское начала более пере-плетены, чем в греческой. На Востоке религиозные представления менее ин-дивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями.
Как отметил Г.В.Ф. Гегель, "содержание восточных религий - бог, в себе и для себя сущее, вечное - понимается больше в свете всеобщности, так по-нимается и отношение индивидуумов к нему". Тем самым исходная субстан-ция восточных религий "представляет собою... некую философскую идею".
Восточная мысль более эмоционально-этична, нежели рационально-логична. Она исходит из непосредственно-этического восприятия жизни, не противопоставляя последнюю ее собственной цели. Восточные мыслители не сомневались в наличии тесной связи не только между природой и человеком, но и между общественными явлениями и человеческими поступками, с одной стороны, и природными явлениями - с другой. Мыслители Востока напря-мую выводили порядок и спокойствие в обществе из поступков людей со-гласно естественным законам.
Между тем существует и другая, противоположная точка зрения, ставя-щая восточную философскую мысль выше западной и считающая ее круп-нейшим достижением человеческой культуры. Таковы, в частности, позиции А. Шопенгауэра, Л.Н. Толстого, М. Хайдеггера, К.Г. Юнга и других извест-ных мыслителей. Юнг в классической работе "Архетип и символ", в частно-сти, писал: "Мы начинаем заново открывать для себя астрологию, являю-щуюся на Востоке хлебом насущным. Наши исследования сексуальной жиз-ни, начатые в Вене и в Англии, не идут ни в какое сравнение с индийскими учениями по этому поводу. Восточные тексты тысячелетней давности дают нам образцы философского релятивизма, а идея индетерминизма, только что появившаяся на Западе, является фундаментом китайской науки... Сам пси-хоанализ и возникшие вместе с ним направления мысли - мы считаем их спе-цифически западным явлениям - представляют собой лишь усилия новичка в сравнении с искусством, существующим с незапамятных времен на Востоке".
Не входя в детальное обсуждение различных оценок восточной филосо-фии, отметим, что восточная религиозно-философская проза, восходящая к книге "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), содержащей высказывания Конфу-ция и его учеников, и индийской "Махабхарате", дала образцы целостного рассмотрения сущности человека и во многом предопределила будущую ис-торию не только Востока, но в определенном смысле всего человечества. При этом восточная религиозно-философская мысль не обретала статус система-тической теоретической дисциплины, навязываемой всем извне по опреде-ленному алгоритму. Она была частью жизни и передавалась от Учителя к ученику.

Список используемой литературы
1. Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород, 2000.
2. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Ки-тай и Индия. - М., 1989.
3. Радхакришнан С. Индийская философия. - М., 1993. - Т. 1-2.
4. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. - СПб., 1998.
5. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. - М., 1994.
6. Шохин В.К. Первые философы Индии. Учебное пособие. - М., 1997.