Философия индуизма
План
1 Философия индуизма 3
1.1 Даршаны 3
1.1.1 Санкхья 3
1.1.2 Йога 4
1.1.3 Ньяя 4
1.1.4 Вайшешика 5
1.1.5 Миманса 6
1.1.6 Веданта 6
1.1.6.1 Адвайта 7
1.1.6.2 Вишишта-адвайта 8
1.1.6.3 Двайта 8
1.1.6.4 Двайта-адвайта (бхеда-абхеда) 8
1.1.6.5 Шуддха-адвайта 9
1.1.6.6 Ачинтья-бхеда-абхеда 9
Список литературы 11
1 Философия индуизма
Философия индуизма развивалась на Индийском субконтиненте на протяжении более двух тысячелетий после окончания ведического периода. На её основе появились шесть основных ортодоксальных, теистических школ индийской, или индуистской философии, называемых астика. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом, который развился из древней ведической религии.
1.1.3 Ньяя
Философская школа ньяя базируется на «Ньяя-сутрах», которые были составлены Акшападой Гаутамой предположительно во II веке до н. э. Наиболее важным вкладом данной школы в развитие философии индуизма была её методология, которая основывалась на системе логики, впоследствии принятой большинством индийских философских школ. Это можно сравнить с отношением между западной наукой и философией, которая в основном произошла от аристотелевской логики.
1.1.6 Веданта
Веданта, или поздняя, уттара-миманса, сосредоточена не на ритуальных предписаниях Брахман, а на философии, изложенной в Упанишадах.
В то время как традиционные ведические ритуалы продолжали практиковаться, также начало развиваться понимание, более сориентированное на знании (джнане). Это были мистические аспекты ведической религии, которые основывались на медитации, само-дисциплине, и духовном развитии, а не на ритуальных практиках.
1.1.6.2 Вишишта-адвайта
Рамануджа (1040—1137) выступил основным поборником концепции Всевышнего как имеющего определённые форму, имя и атрибуты. Он рассматривал Вишну как изначальную, личностную форму Абсолюта и учил, что реальность проявляется в трёх аспектах, как Вишну, как душа (джива), и как материя (пракрити). Из этих трёх, только Вишну обладает полной независимостью — от него зависит существование джив и пракрити. Поэтому, философская система Рамануджи известна как «особый монизм».
1.1.6.5 Шуддха-адвайта
Основоположником шуддха-адвайты был Валлабха (1479—1531), который был родом из региона Андхры, но впоследствии обосновался в Гуджарате. В шудха-адвайте, также как и в двайта-адвайте, Кришна-бхакти выступает как единственный способ для обретения мокши, которая заключается в достижения вечной обители Кришны в духовном мире — планеты Голока Вриндаваны. Утверждается, что эта планета, также как и все её обитатели, обладает природой сат-чит-ананда и является местом, где вечно осуществляются духовные игры Кришны е Его спутников.
Список литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. “Философия. Издание второе, переработанное и дополненное”. М.: Проспект, 2000
2. Ильин В. В. Философия: Учебник для вузов. М., 1999. [Кн. 1 и 2].