Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Педагогика и методика начального обучения

Тип: Дипломная работа

Объем: 54 стр.

Год: 2009

Предварительный просмотр

Фольклор как средство развития творческого воображения младших школьников


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
I. Развитие воображения младшего школьника как психологическая проблема 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения младших школьников 8
1.2 Особенности воображения у детей младшего школьного возраста 14
1.3 Возможности фольклора для развития творческого воображения младших школьников (на примере уроков литературного чтения) 19
II. Описание эксперимента по развитию творческого воображения младших школьников на уроках чтения 25
2.1 Анализ исследовательских методик для определения уровня развития творческого воображения младших школьников 25
2.2 Описание формирующего эксперимента по развитию воображения младших школьников посредством фольклора 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 54

ВВЕДЕНИЕ
Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно - на рубеже 19-20 вв. к этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, Л.Л. Мищенко, Т. Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, делаются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. Работа в этой области велась преимущественно в двух направлениях: с одной стороны, изучалось развитие воображения в онтогенезе (Л.С. Вяготский, И.Г. Батоев, А.Я. Дудецкий, О.М. Дьяченко, Г.Д. Кириллова, А.В. Петровский, Д.Б.Эльконин и др.), с другой - функциональное развитие данного процесса (Е.И. Игнатьев, Э.В. Ильенков и др.).
Особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, А.Я. Пономарев, В.Н. Пушкин), разработке принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленский, А.В. Запорожец, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский).
Таким образом, в психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.

I. Развитие воображения младшего школьника как психологическая проблема
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения младших школьников
Главная тенденция современного этапа научно-технической революции состоит в соединении науки с практикой. Это полностью относится к сфере обучения. Мы считаем, что для того, чтобы обучение проходило на более высоком уровне, и при этом не было перегрузок, требуется качественно новый подход к построению системы обучения. Начальная школа должна заложить те основы, которые определяют дальнейшее успешное продвижение учащихся на всех последующих этапах обучения. Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную активность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
Процесс познания невозможен без воображения, которое является промежуточной ступенью познания, звеном перехода от чувственного уровня на рациональный и обратный.

1.2 Особенности воображения у детей младшего школьного возраста
Одной из важнейших задач психолого-педагогической работы является всестороннее изучение личности ребенка. Как отмечал К.Д. Ушинский: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».[50]
Известными психологами Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, В.А. Крутецким, А.К. Марковой, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и другими были выявлены и научно обоснованы психологические характеристики и психологические новообразования основных возрастных периодов развития ребенка, формирующиеся в русле ведущей для каждого конкретного периода деятельности. «Развития новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений», -отмечал Л.С. Выготский.[7]. Следовательно, изучение закономерностей возникновения и развития психологических особенностей и качеств личности ребенка внутри ведущей деятельности и посредством ее, установление возрастной преемственности этих особенностей служит «ключом» к пониманию закономерностей развития всех психических процессов ребенка, в том числе и воображения.

1.3 Возможности фольклора для развития творческого воображения младших школьников (на примере уроков литературного чтения)
Сказки и легенды, былины и сказания, пословицы и поговорки, потешки и загадки и другие виды устного народного творчества называют фольклором. Слово «фольклор» английского происхождения. Оно означает народная мудрость, народное знание. Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Богатство жанров, тем, образов, поэтики фольклора обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песья, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор.

II. Описание эксперимента по развитию творческого воображения младших школьников на уроках чтения
2.1 Анализ исследовательских методик для определения уровня развития творческого воображения младших школьников
С целью выявления уровня развития воображения у младших школьников был проведен констатирующий эксперимент во вторых классах Станционной средней школы Карасуского района. В контрольном классе 24 ученика, в экспериментальном классе 25.
Констатирующий эксперимент ставил перед собой решение следующих задач:
1. Выявить, насколько у учащихся вторых классов развиты
скорость процессов воображения и богатство фантазии,
способность к перевоплощению
2. На основе полученных результатов сделать заключение об
уровне развития творческого воображения второклассников.
В своей работе мы использовали методику «Вербальная фантазия» (речевое воображение), разработанную Р.С. Немовым [33]. Детям предлагалось придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение пяти минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.
Данный констатирующий эксперимент проводился во 2-м «А» и 2-м «Б» классах Урицкой средней школы. Во 2-м «А» позже проводился формирующий эксперимент.
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивалась по следующим признакам:

2.2 Описание формирующего эксперимента по развитию воображения младших школьников посредством фольклора
С целью развития творческого воображения младших школьников формирующий эксперимент. Эксперимент проводился во 2 "А" классе Станционной средней школы.
В ходе эксперимента работа велась по учебнику "Литературное чтение - 2" под редакцией В.К. Павленко, Т.К. Абеновой, Е.М. Лосевой, А.А. Шмыревой. При анализе данного учебника мы выяснили, что творческие задания имеются не ко всем произведениям, поэтому учителю необходимо составлять свои вопросы и задания, что мы собственно и предприняли в своем эксперименте. Несмотря на большую занятость педагогов начального звена, учителю необходимо ставить задачу подбора дополнительного материала к изучаемым произведениям, предусмотренным программой, позволяющего наиболее эффективно соединить обучение младших школьников с развитием их познавательных возможностей, в том числе и воображения, и наиболее полно использовать при этом специфику чтения как учебного предмета, использовалась дополнительная литература
На уроках чтения работа над каждым произведением устного народного творчества проводилась в соответствии с целями и задачами урока, одной из которых являлось развитие творческого воображения. Дополнительно к основным заданиям, размещенным в учебнике, использовалось 2-3 задания для развития творческого воображения. Процесс выполнения таких заданий всемерно содействует развитию познавательных сил и способностей учащихся, непрерывному их совершенствованию. Рациональное использование школьниками усваиваемого учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания, положительное и ответственное к учению. Всё это содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменение социально-экономических условий в Казахстане отражаются на системе образования [16]. Сегодня требуется личность, умеющая творчески применять те знания и навыки, которыми обладает; умеющая преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Воспитать готовность к творческой деятельности нужно начинать уже в младшем школьном возрасте, когда закладываются способы учебной деятельности.
Вместе с тем, школа уделяет недостаточно внимания развитию познавательных процессов, в том числе и воображения.