Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Политология

Тип: Реферат

Объем: 17 стр.

Полный просмотр работы

«Жеті-Жарғы» - политико-правовой документ

Содержание
Введение 3
1. Источники обычного права 4
2. Укрепление верховной власти при Тауке хане. «Жетi жарғы» 7
3. Жеты Жаргы 13
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Введение
Право казахского общества было обычным правом - совокупностью юридических обычаев шедших из глубины веков и приспособленных к условиям кочевого образа жизни. Обычное право казахов обозначалось термином адат и характеризовалось следующими чертами:
- слабым разграничением понятия уголовного преступления и гражданского правонарушения; отсутствием понятия государственного преступления;
- детальной разработанностью и регулированием имущественных и семейно-брачных отношений;

1. Источники обычного права
Источниками обычного права казахов XV-XVIII являлись:
• устный обычай (адат или зан)
• практика суда биев или судебный прецедент (бидiн билiгi)
• положение съезда биев (ереже)
Все три источника обычного права взаимосвязаны и имеют самостоятельное значение.
Устный обычай (адат) – как регулятор общественных отношений людей, является самым древним комплексом нормативов поведения. Сила обычаев обуславливалась тем, что они сформировались и развились внутри самого общества, как естественный продукт и непременный атрибут жизнедеятельности кочевого общества.
Обычаи, санкционированные государственной властью, превращались в правовой обычай. Как правило, они нигде специально не фиксировались, передавались устно из поколения в поколение в виде лаконичных, выразительных и быстро запоминающихся словосочетаний и норм, изречений и пословиц.
В истории Казахстана делались неоднократные попытки кодификации обычного права, придания обычаям силы обычно- правового Закона. Так, в первой четверти XVI века Касым хан серией своих судебных решений подтвердил важность и признанную силу ряда «древних норм». Этот акт вошел в историю как «Установление Касым хана» (Касым ханнын каска жолы).В судебных решениях биев XIX в. нередко встречаются ссылки на авторитет установления Касым хана. Аналогичное правовое установление приписывается Есим хану. В начале XVII века был разработан новый кодекс, известный как «Есiм ханнын ескi жолы» (Древнее установление Есим хана). Принятие кодекса происходило одновременно с серьезным реформирование политической системы казахского ханства.

Положения съезда биев.
Некоторые сложные дела, затрагивающие интересы разных объединений рассматривались не одним бием, а коллективом судей. Бии договаривались о том, какими нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Эти положения - ереже - сами затем становились источником права.

2. Укрепление верховной власти при Тауке хане. «Жетi жарғы»
Около 1680 г. ханом казахов стал Тауке, прозванный Мудрым. При нем продолжалась борьба с Джунгарией и среднеазиатскими ханствами.
В 1681 г. джунгарский Галдан-Бошокту-хан разграбил немало городов, и осадил Сайрам. В 1684 г. Сайрам был им взят, причем джунгары переселили, вглубь своей страны, немало искусных ремесленников и мастеров.
В 1687 г. джунгары совершили новый военный поход против казахов, разграбив немало кочевий, и осадили Туркестан, взять который не удалось.
В следующем году казахи под командованием Тауке-хана совершили ответное нападение и нанесли тяжелое поражение ойратам.

Основные сведения о «Жеты Жаргы» (Семь установлений хана Тауке)
Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов "Жеты Жаргы". Разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале XVII в. и включал в себя следующие основные разделы:

3. Жеты Жаргы
 За кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем
 За вороство, грабеж, насилие, прелюбодеяние – казнить смерью.
 По сим постановлениям, родственники убитого имеют право лишить жизни убийцу; а отрубивший руку, ногу, ухо и прочее должен быть лишен той же части тела. Впрочем, наказания могут быть смягчаемы по приговорам судей, или согласию исцов, и тогда преступник наказывается только установленною за всякое преступление платой. Убийца возвращает себе жизнь, платя кун, т.е. отдавая за каждого убитого мужчину 1000, а за женщину 500 баранов. Изувечивший, или отрубивший другому какой-нибудь член, платит равным образом определенное количество скота. Большой палец стоит 100 баранов, мезинец – 20 и так далее.

Заключение
Таким образом, общественный строй казахов в XVI – в начале XIX века характеризуется раздробленностью всей системы кочевого народа. Вторая половина XV века стало периодом образования Казахского ханства. Сосредоточенность в одном географическом пространстве великого кочевого народа стало первым шагом для дальнейшего развития казахов. Характеризуя то или иное общество, первым делом следует обратить внимание на развитие в сфере экономики, политики и в обществе.
Рассматриваемый период вошел в историю как период подъемов и упадков. Ханы сменялись один за другим, каждый из которых привносил в жизнь общества новые уклады и порядки. Выработанные нормы и правила оказали огромное влияние на жизнь всего кочевого народа. Политика того или иного хана отличалась своей индивидуальностью и перспективностью.

Список использованной литературы
1. Абай. Слова Назидания// Простор. 1992
2. Абусеитов М. Казахстан и Центральная Азия XV – XVII вв. История, политика, дипломатия. Алматы, 1998
3. Асфендияров С.А. История Казахстана (с древнейших времен). Алматы, 1993
4. Бекмаханов Е. Казахстан в 20-40 годы XIX века. Алма-Ата: Казак ун-тi, 1992
5. Бижанов М. Социальная категория казахского общества в XVIII в. в рудах русских ученых. Казахстан в XVI – XVIII вв. А., 1969
6. Большая советская энциклопедия, Изд-во «Советская энциклопедия» в 1969 — 1978 годах в 30 томах.
7. Валиханов Ч. Собрание сочинений. В 5 томах. Алма-Ата, 1961-1968гг., Его же Собрание сочинений. Т 1-5. А.,1984 – 1985
8. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. Спб., 1864. Труды вост. Отд. Имп. Русского археолог. об-ва
9. Гавердовский Л. П. Обозрение Киргиз-кайсацокй степи// Рукописный фонд Спб отделения Ин-та российской истории. Кол. 115 №495
10. Зиманов С.З. (1958) Общественный строй казахов первой половины XIX в. Алма-Ата: Наука, 1958. Его же. Политический строй Казахстана конца XVIII и первой половины XIX вв. Алма-Ата, Наука, 1960
11. История Казахстана (с древнейших времен и до наших дней). В пяти томах, Том 2. – Алматы: «Атамура», 2000
12. История Казахстана (с древнейших времен и до наших дней). В пяти томах, Том 3. – Алматы: «Атамура», 2000
13. История Казахстана: Народы и культуры: Учеб. Пособие / Масанов Н.Э. и др. – Алматы: Дайк – Пресс, 2000.
14. История Казахстана в русских источниках XVI – XX вв. 3 том // Журналы и служебные записки дипломата А.И. Тевкелева по истории и этнографии Казахстана. (1731 – 1759) / Исторический очерк и комментарии И.В. Ерофеевой. – Алматы: Дайк-Пресс, 2005
15. Кузембайулы А., Абил Е.А. История Республики Казахстан. Астана, 2003
16. Левшин А.И. Описание киргиз-кайсацких, или киргиз - казачьих, орд и степей, ч.II. СПб.,1832
17. Преподавание истории в школах и вузах
18. Толыбеков С.Е. Общественно-экономический строй казахов в XVII-XIX вв. Алма-Ата: Казгиз, 1959