Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Живопись

Тип: Дипломная работа

Объем: 49 стр.

Полный просмотр работы

Национальный декоративный натюрморт

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 НАТЮРМОРТ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 4
1.2 История развития и становления натюрморта как вида изобразительного искусства 4
1.2 Особенности натюрморта как вида изобразительного искусства 13
1.2.1 Последовательность в работе над рисунком натюрморта 17
1.2.2 Живопись натюрморта 18
1.3 Методика работы над выполнением натюрморта в технике масло 21
1.4 Национальный натюрморт 25
2 СТИЛИЗАЦИЯ В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ 29
2.1 Понятие стилизации и стиля 29
2.2 Декоративная стилизация в натюрморте 33
2.3 Стилизация в орнаменте 40
3 ТВОРЧЕСТВО МОЛОДОГО ХУДОЖНИКА АНДРЕЯ СМОЛЕНКИНА 42
4 ВЫПОЛНЕНИЕ МОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЯ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 49

ВВЕДЕНИЕ
Одним из видов изобразительного искусства является натюрморт - «мертвая природа», изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу.
Для того что бы определиться с техникой выполнения своей работы, я пересмотрела много вариантов и остановилась на технике «масляная живопись».
Эта техника привлекла мое внимание на втором курсе. Свою курсовую работу я выполняла именно в этой технике. Сейчас же нужно было определиться с планом выполнения работы. Мое внимание привлекли национальные декоративные натюрморты. Мне очень понравилось как художники работают в этой технике, показывают яркость, четкость и декоративность предметов в цветовой гамме.
В данной дипломной работе я постаралась показать большие потенциальные возможности одного из самых выразительных жанров изобразительного искусства – натюрморта для формирования творческих способностей и художественного вкуса.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы заключается в необходимости включения в современный образовательный процесс данного жанра искусства, обоснования его значения для формирования творческой личности человека.
Объектом исследования является натюрморт как жанр изобразительного искусства.
Предметом исследования являются возможности масляной техники живописи, способствующие созданию выразительного образа натюрморта.
В композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией.
Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.
В декоративном искусстве стилизация — метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).
Богат и значителен реалистический опыт, накопленный в жанре натюрморта, воздействующего на зрителя в результате ассоциативных чувств, представлений и мыслей, возникающих при восприятии правдиво изображенных предметов натуры.

1 НАТЮРМОРТ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.2 История развития и становления натюрморта как вида изобразительного искусства
Искусство натюрморта имеет свою историю свои традиции. Оно знает периоды расцвета и периоды спада. Его развитие тесно связано с общим поступательным движением изобразительного искусства. Большое влияние на него оказывали крупнейшие мастера живописи. Это влияние шло по линии общего воздействия на характер и стилевые особенности натюрморта.
Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале XVIII в. Знаменитые голландские натюрморты передают радость быта: рассматривая их, кажется, ощущаешь вкус реальных плодов, напитков. Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Одни любили натюрморты скромные, другие писали на огромных холстах.

1.2 Особенности декоративного натюрморта как вида изобразительного искусства
В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности «Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника».
Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоскостное пространство. В тоже время, возможно использование нескольких планов, которые необходимо располагать в пределах небольшой глубины. Учебная задача, стоящая перед студентом в процессе работы над декоративным натюрмортом, состоит в том, чтобы «выявить характерное, наиболее выразительное качество и усилить в его декоративной переработке, в декоративном решении натюрморта вы должны постараться увидеть характерное в нем и на этом построить переработку».

1.2.1 Последовательность в работе над рисунком натюрморта
Процесс рисования – сложный комплекс мыслительной и практической деятельности. Зрительное восприятие натуры, как правило, является целостным. При выполнении рисунка натюрморта количество этапов определяется сложностью натюрмортной постановки, однако основными этапами принято считать:
1) композиционное размещение изображения всей группы и отдельных предметов на плоски листа;
2) конструктивное решение формы предметов с учетом их пространственного положения;
3) светотеневое решение большой формы и установление основных тональных отношений;
4) детальная проработка фона тоном;
5) обобщающий этап работы нал завершением рисунка.

1.2.2 Живопись натюрморта
Реалистическое изображение не является зеркальным отражением природы. Цель его – создание художественного образа, верно передающего смысл и содержание явления природы и жизни. Живопись, как и рисунок, базируется на строго определенных закономерностях построения реалистической формы. Обучение живописи – путь изучения способов, приемов и средств построения живописной формы цвета. К факторам, влияющим на изменение цвета, относятся световоздушная среда, цветовое окружение, источники освещения.
Нужно развивать способность видеть предметы в окружающей среде, смотреть на натюрморт как на гармоническую группу предметов, имеющие рефлексные и пространственные связи. Единственный метод, позволяющий успешно создавать зрительный образ натуры – это метод отношений. Процесс развития зрительного восприятия идет параллельно с накоплением знаний и умений.

1.3 Методика работы над выполнением натюрморта в технике масло
Прежде чем, приступить к живописи натюрморта маслеными красками, необходимо познакомиться с материалами работы, изучить технологию живописи. Кроме того, необходимы практические умения и знания. Так, нужно знать, как делается подрамник, как составлять грунт, как грунтуется холст и картон. Необходимы и другие специальные знания, которые приобретаются в процессе практической работы.
К сожалению, не всегда отдается отчет в том, на сколько важно работать на хорошем материале. Широко распространенным недостатком является небрежно отношение к палитре и кистям.
Рассмотрим основные материалы масленой живописи.
Основой масленой живописи служат холст, картон, фанера. В последние годы используют различные современные материалы, например, оргалит.

1.4. Национальный натюрморт
В декоративном (творческом) натюрморте первостепенное значение занимает красота вещей, их форм, композиция рисунка, никого не оставляет равнодушным его поэтичность, художественный шарм. Ломая пространство и искажая формы предметов, я показываю их через особую «призму» творческого видения, что придаёт моим натюрмортам креативность. Работы, представленные ниже, в основном, выполнены на бумаге с использованием карандашей, угля, соуса, сангины, мела.

2 СТИЛИЗАЦИЯ В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
2.1 Понятие стилизации и стиля
Прежде чем говорить о различных способах стилизации, имеет смысл обратиться к сути термина «стиль».
В ходе исторического процесса определенные черты, свойственные целым историческим эпохам, отрабатывались, доводились до совершенства, таким образом возникали исторические стили.
Стиль — наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Художник А. Дерен считал, что стиль — это постепенный переход от человека к действительности и обратно».
Чаще всего стиль определяют как систему внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса, содержанием и формой, колоритом и техникой выполнения, пространственными построениями. Если сравнить стиль и манеру, то манера — это особенные черты творческого процесса, а стиль — его конечный результат, обязательный синтез, целостность всех компонентов художественного произведения.

2.2 Декоративная стилизация в натюрморте
Жанр натюрморт наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации. В нем работали многие большие мастера, и история мирового искусства дает нам множество разнообразных по своей стилистике образцов декоративного натюрморта.
Натюрморт — жанр изобразительного искусства, показывающий различные предметы, организованные в единую группу. Специфика жанра подразумевает повышенное внимание художника к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений.
Рассмотрим, как решали эти вопросы художники, работавшие в декоративной манере. Автор может создать в натюрморте сложный образ, имеющий определенное значение, как, например, петроградские натюрморты К. Петрова-Водкина, обостренные по постановке и композиции, включающие в себя философское осмысление современности.

2.3 Стилизация в орнаменте
Любые орнаментальные композиции представляют собой упорядоченные и закономерные построения; большую роль в них играют разрабатываемые мотивы, из которых выстраиваются орнаменты. От того, насколько выразительно изображаются мотивы в композиции, зависит восприятие всего орнаментального построения.
Рассмотрим орнамент из растительных форм. Определившись, какой будет композиция — статичной или динамичной — начнем работать над изображением мотивов, из которых она выстраивается (рис. 10).

3 ТВОРЧЕСТВО МОЛОДОГО ХУДОЖНИКА АНДРЕЯ СМОЛЕНКИНА
Андрей Смоленкин с шести лет занимался в изостудии. далее закончил основной курс художественной школы г.Магнитогорска (ДХШ, рук. Самоделова О.В.).
Изобразительное искусство помогает ему не только выразить себя, расширить кругозор, но и получить радость от процесса творчества. Сейчас ему интересно декоративно-художественное направление, но он в поиске. Свою будущую профессию видит интересной и креативной. Готовится к поступлению на отделение графического дизайна МАГУ. Сейчас занимается на подготовительных курсах в МАГУ, где его готовят к "требованиям" при поступлении.

4 ВЫПОЛНЕНИЕ МОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ
Моя работа начинается с выполнения эскизов. Я остановилась на самом лучшем на мой взгляд варианте.
После выбора работы, я приобрела ДВП размером 80*90 см., и подобрала под нее рамку.
Свою работу я выполняла смешанной техникой, т.е. использовала мастихин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На примере данной дипломной работы я постаралась показать важность цветового решения в практической работе. Именно натюрморт, на мой взгляд, способен эмоционально воздействовать на зрителей локальными цветовыми пятнами, без излишних уточнений и конкретизации деталей. Мы пришли к выводу, что искусство правильно использовать цвет и формы предметов, окружающих нас в натюрморте могут решать множество задач. Например: выделить главный элемент; связать все элементы воедино; уравновесить структуру или, наоборот, разрушить равновесие; разделить пространство на зоны или участки; указать направление движения; выявить собственный ритм структуры и многое другое. Кроме того, цвет может выступать в роли носителя информации, причём такой информации, которая воспринимается мгновенно, без всяких усилий и на большом расстоянии.

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Логвиненко Г.М. Декоротивная композиция : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2005 г.
2. Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов.- М: Просвещение, 1986.- 192с, ил.
3. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов.- М; Просвещение,1982 – 160 с.
4. Сокольникова Н.П. Изобразительное искусство методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов.- М: Изд. центр «Академия», 1999.- 368 с.12 л.и.
5. Виффен Валерии: Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по рисованию \ пер. с англ. И.Гиляровой.- М: Изд. ЭКСМО - Пресс, 2001-64с.ил.
6. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»: Учебное пособие для студентов пединститутов- М: Просвещение, 1987.-128с.