Признаки права и их характеристики
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Понятие и признаки права 6
1.1 Многогранность понятия права 6
1.2 Основные признаки права 11
1.3 Основные принципы права 15
2 Сущность права 20
2.1 Классовая концепция в понимании права 20
2.2 Общечеловеческое в сущности права 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.
Вопроса о праве не обходил ни один крупный философ древности. Видное место он занимал и в философии более позднего периода, а центральным стал для формирующейся юриспруденции. Вековые исследования то приближали, то удаляли человечество от правильного понимания права, его сути.
Степень научной разработанности в области права достаточно велика. По данной теме работали такие видные деятели, как Аристотель, Платон, И. Кант, Г. Гегель, Л.И. Петражицкий, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, М.А. Рейснер, В.С. Нерсесянц, С.С. Алексеев и др.
Выбор темы исследования обоснован тем, что право – непростое явление. От того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по–разному. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и обстановка в той или иной стране. Верное понимание права не только определяет перспективы и направления развития юридической науки и ее эффективность, но и вооружает юриста–практика надежным и точным средством правоприменительной и правоохранительной деятельности. Не зная, что такое право, бессмысленно вести речь о его правильном применении, законности, юридической ответственности.
1 Понятие и признаки права
1.1 Многогранность понятия права
Право - это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Многие философы считают что право - это искусство добра и справедливости.
Признаки права - это совокупность основных черт права, которые предают праву особенный характер господствующей системы нормативного регулирования в обществе:
1. Общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических учреждений реалии, с которыми человек сталкивается в своей практической жизни;
2. Особое сложное социальное образование, такое же, как государство, искусство, мораль [4].
Право появляется на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытнообщинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Важную роль в их жизни играли ритуалы, мифы, обряды. В тот далекий период зарождались и религиозные нормы. Право появилось гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство. Возникновение государства и права обусловлено общественными потребностями, а именно:
1.2 Основные признаки права
Право это система норм социального поведения. Право есть целостная система, все части и элементы права взаимосвязаны друг с другом и действуют в направлении достижений единой цели по правовому регулированию социальных отношений в таких сферах жизни как: политическая, культурная, экономическая и социальная сфера
Право - это система единых норм, которые устанавливаются только государство. Это уникальная черта права. Мы знаем различные социальные нормы - традиции, обычаи, моральные и культурные нормы. Но только лишь система правовых норм исходит от государства, и с этой особенностью права связаны многие другие его черты.
1.3 Основные принципы права
Принципы права бесспорно относятся к числу его основных механизмов, несущих конструкций. Принцип – это всегда исходное направляющее начало. Применительно к праву нужно иметь в виду, что в этой области, как и во всех других областях, принцип – это прежде всего идея. Но не только идея. Как само право не сводится к идеям, а охватывает и нормы, и социальные отношения, так и его принципы выходят за пределы только идей и обретают нормативное и правоприменительное содержание. Принципы права – это прежде всего идеи, но также нормы и отношения. [6]
Принципам права посвящена огромная литература, как общетеоретическая, так и отраслевая. В любой монографии и в большинстве учебников вы прочтете, что принципы права – это его стержневые идеи. К принципам права, как правило, относят демократизм, гуманизм, интернационализм, справедливость, равноправие, законность, связь прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения и т.п. Нам хотелось бы избрать иной подход. Дело даже не в том, что это перечень часто не претворялся в нашей действительности, а скорее в том, что сами принципы носят в таком понимании общеидеологический, но не правовой характер. Они распространились, точнее, должны были распространяться, на многие области человеческих отношений, а не только на право. Эти принципы, если они будут реально претворяться в действительность, имеют определенное идеологическое и воспитательное значение. Но сути, специфики именно права эти принципы не отражают.
2 Сущность права
2.1 Классовая концепция в понимании права
Сущность права - это внутренняя, главная, устойчивая, качественная, относительная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества.
Определение сущности права базируется на изучении социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Так как право представляет собой усовершенствованное сложное многогранное социальное явление, оно может изучаться в различных аспектах, с различных точек зрения разными предметами и учеными. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. В юридической науки существуют множество подходов к сущности права все они являются выражением каких либо конкретных социальных проблем и в то же время вариантом решения этих проблем. Право в своей многосторонности является в различных идейных основаниях, в таких как: защита интересов, мера свободы, справедливость и воля различных классов. Ученые философы античные мыслители усматривали сущность права в общесоциальной справедливости: [2]
2.2 Общечеловеческое в сущности права
Также существует общечеловеческий или его еще называют общесоциальный подход, который рассматривает право как выражение компромисса между группами, классами, различными социальными слоями в обществе. В этой концепции право используется в более масштабных целях для достижения: демократии в государстве, экономической свободы, обеспечение прав и свобод гражданина и политического плюралиализма.
Для раскрытия значения права в обществе и для конкретизации его сущности призвана категория «ценность права», под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности. Ценность права выражается в том, что оно, прежде всего, выступает средством: 1) регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность); 2) защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния); 3) обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество); 4) решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.); 5) определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы); 6) утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры. [8]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, характеристика многообразных концептуальных подходов к правопониманию, выявление основных признаков права предоставляют определенные возможности для определения понятия права, но не разрешают саму проблему, поскольку речь идет лишь об очередном варианте формулирования понятия права на интеграционной основе, методом обобщения.
В российской юридической науке этот вопрос приобрел еще большую остроту, стал более актуальным, что связано с обстоятельной переоценкой положений марксизма, в течение десятилетий лежавших краеугольным камнем у истоков понимания государственно – правовых явлений, внедрением принципов плюрализма и свободы научного творчества, существенными изменениями в государственно правовых сферах жизни общества.
Одновременно необходимо учитывать и то обстоятельство, что право такой богатый, многогранный и динамичный общественный феномен, который не укладывается в рамки даже весьма обстоятельного, логичного и аргументированного определения.