Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Методика обучения грамоте

Тип: Курсовая работа

Объем: 45 стр.

Год: 2015

Предварительный просмотр

Учебно-дидактическая игра как средство развития творческих способностей ученика начальной школы


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников 8
1.1 Понятие способностей в психологической литературе 9
1.2 Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте 14
1.3 Значение игры для младшего школьника. Виды игр 17
1.4 Учебно-дидактическая игра как метод развития творческих способностей 24
2 Опытно-практическая работа по развитию творческих способностей младших школьников 27
2.1 Изучение уровня развития творческих способностей учащихся младших школьников 28
2.2 Опыт использования учебно – дидактичекой игры при изучении предметов в начальной школе 29
2.3 Анализ опытно-практической работы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 34

ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу в соответствии со своими способностями.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности
Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.
В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

1 Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников
Под способностями понимаются индивидуально–психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой – либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность. [8]
Развитие творческих способностей – это развитие творческого мышления и воображения учащихся.
В.А.Сухомлинский писал, что одним из эффективных способов развития творческих способностей является приобщение школьников к творческой деятельности в процессе дидактической игры.
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Известный психолог Л.С.Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Он видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития». [9]

1.1 Понятие способностей в психологической литературе
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1.2 Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте

Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста. Картина мира у каждого человека складывается благодаря наличию и функционированию психических познавательных процессов. Они отражают воздействие окружающей действительности в сознании людей.
К познавательным процессам относят восприятие, внимание, память, воображение и мышление. Охарактеризуем проявление познавательных процессов, свойственное младшему школьному возрасту.
Восприятие. Это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, событий, ситуаций. Этот феномен лежит в основе познания мира. Основой познания младшего школьника является непосредственное восприятие окружающего мира. Для учебной деятельности важны все виды восприятия: восприятие формы предметов, времени, пространства. Если мы посмотрим на отражение полученной информации, то можно выделить два типа восприятия: описательный и объяснительный. Дети, у которых описательный тип,ориентированы на фактический материал.

1.3 Значение игры для младшего школьника. Виды игр
Игра издавна была предметом научных исследований,далее она была распростронена в качестве одного из средств воспитания личности детей.
Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка.
Особое значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка Л.С. Выготский [8] на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения игры.

1.4 Учебно-дидактическая игра как метод развития творческих способностей
Важным средством воспитания умственной активности детей является дидактическая игра. С помощью этой игры для учащегося создаётся ситуация ожидания и загадочности. Успех игры напрямую зависит как учитель ее проводит. Вялость и безразличие мгновенно замечают шестилетние дети, и интерес детей к игре быстро угасает.
В игре необходимо создавать детям ситуацию непринужденности и свободы, они должны испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности.

2 Опытно-практическая работа по развитию творческих способностей младших школьников
Воображение- фантазия, психическая деятельность человека,- важнейшая сторона нашей жизни. Если бы мы не обладали фантазией, то лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых писателями и изобретений конструкторов. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искуству и науке.
Основная задача воображения-представления ожидаемого результата до его реального осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существуещего в данный момент объекта, ситуации, условий.

2.1 Изучение уровня развития творческих способностей учащихся младших школьников
Теперь перейдем к уровню развития творческих способностей учащихся младших школьников. Как мы уже сказали, что способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний; способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности, также способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

2.2 Опыт использования учебно – дидактичекой игры при изучении предметов в начальной школе
В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным. Одним из первых об этом сказал практик и реформатор школы, педагог В.А. Сухомлинский (1918-1970): «…Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве… через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…».
Удачным примером подхода использованию целостного комплекса игр до сих пор остается опыт А.С.Макаренко. Жизнь и работа в возглавляемых им колониях были насыщены игровыми элементами, и не проходило недели, чтобы не создавалась какая-нибудь новая игра. А.С. Макаренко считал, что как в хорошей картине не должно быть ничего лишнего, так и в удачном комплексе игр не должно быть ни лишнего, ни недостающего. Он хорошо осознавал, что создать какой-либо единственный и идеальный - на все времена и для всех детских учреждений - комплекс игр и рекомендовать его всем нельзя, поскольку дети растут, развиваются, изменяются. Над играми надо постоянно работать и заменять их, чутко улавливая и жизнь детского коллектива, и перспективы дальнейшего его развития.

2.3 Анализ опытно-практической работы
Развитие творческих способностей учащихся является одной из сложных психолого-педагогических проблем. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных задач, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным и развивающим.
Было определено, что для развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста большое влияние оказывает учебно- дидактическая работа. На занятиях у школьников пробуждается интерес, формируется активность, пространственное воображение, рациональный подход к решению возникающих проблем. Также учащимся представляется очень большой простор для реализации своих фантазий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей: