Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Лингвистика

Тип: Курсовая работа

Объем: 25 стр.

Полный просмотр работы

Концепт в системе лингвокультурологии

Содержание
Введение 3
Глава I. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики 4
1.1 Лингвокультурология как наука 4
1.2 Концепт в системе лингвокультурологии 5
1.3 Определение концепта 6
Глава 2 Классификация концепта 14
2.1 Структура концепта 14
2.2 Концепт и языковой знак - слово 19
2.3 Концепт как заместитель 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Введение
Всю познавательную деятельность человека (когницию) можно рассматривать как развивающую умение ориентиро¬ваться в мире, а эта деятельность сопряжена с необходимос¬тью отождествлять и различать объекты: концепты возника¬ют для обеспечения операций этого рода. Следовательно, формирование концептов связано с познанием мира, с фор¬мированием представлений о нем.
К концу XX века лингвисты поняли, что носитель языка — это носитель определенных концептуальных систем. Концепты суть ментальные сущности. В каждом концепте сведены воеди¬но принципиально важные для человека знания о мире и вмес¬те с тем отброшены несущественные представления. Система концептов образует картину мира (мировидение, мировоспри¬ятие), в которой отражается понимание человеком реальности, ее особый концептуальный «рисунок», на основе которого че¬ловек мыслит мир. Экспликация процесса концептуализации и содержания концепта доступна только лингвисту, который сам является носителем данного языка. Таким образом, на рубеже тысячелетий на первый план в лингвистике выходит проблема ментальности, ибо концепты — ментальные сущности.
Основной целью работы является изучение концепта как самостоятельной единицы, его структуры и особенностей в английском и русском языках.
Данная цель исследования определила важность решения следующих задач:
- анализ понятия «концепт» как базовой единицы в лингвокультурологическом пространстве;
- изучение концепта «польза, полезный» ;
- выявление особенностей концепта «Польза, полезный» на материале текстов художественной литературы, пословиц, поговорок и т.д.

Глава I. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики
1.1 Лингвокультурология как наука
Язык является национальной формой выражения и воплощения материальной и духовной культуры народа. Язык формирует "картину мира", которая является отражением национального способа представления внеязыковой действительности.
Лингвокультурология - новая научная дисциплина синтезирующего типа, которая изучает взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании, и отражает этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления (систему норм и общечеловеческих ценностей). Особую актуальность приобретают лингвокультурологические исследования в межкультурной коммуникации. Они ориентируют на познание культуры другого народа через его язык, осознание национального своеобразия и самобытности, которые отражены в языке. Лингвокультурология - это самостоятельная наука со своим объектом и предметом, конкретными задачами исследования, методологией и методами изучения предмета.

1.2 Концепт в системе лингвокультурологии
Термин концепт активно употребляется с 90-х годов. Несмотря на разное толкование этого термина, исследователи-гуманитарии сходятся в одном: концепт играет роль посредника между культурой и человеком. Область науки, изучающая концепты, получила название лингвокультурология.
Культурологическое изучение концептов связанно с изучением текстов в, которых эти концепты закреплены и вербализованы как отражение национальной культуры и сознания.
Базовым, основополагающим лингвокультурологическим понятием, несомненно, является концепт. Понятие “концепт” - это понятие традиционно логико-философское, но взятое на вооружение лингвистикой, оно имеет множество лингвистических определений и интерпретаций.

1.3 Определение концепта
Для выявления концепта необходимы и выделимость не¬которых признаков, и предметные действия с объектами, и их конечные цели, и оценка таких действий. Но зная роль всех этих факторов, когнитологи тем не менее еще не могут отве¬тить на вопрос, как возникают концепты, кроме как указав на процесс образования смыслов в самом общем виде.
Термин концепт в лингвистике и старый и новый одно¬временно. С.А. Аскольдов-Алексеев еще в 1928 г. опублико¬вал статью «Концепт и слово», но до середины XX века поня¬тие «концепт» не воспринималось как термин в научной ли¬тературе.
С. А.. Аскольдов в своей статье подчеркивал, что вопрос о природе концептов, или общих понятий, или по средневеко¬вой терминологии универсалий, — старый. Он, указывая на заместительную функцию концепта, определяет его следую¬щим образом: концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода.

Глава 2 Классификация концепта
2.1 Структура концепта
Концепты могут классифицироваться по различным осно¬ваниям. С точки зрения тематики они образуют, например, эмоциональную, образовательную, текстовую и др. концептосферы. Классифицированные по своим носителям концеп¬ты образуют индивидуальные, микрогрупповые, макрогрупповые, национальные, цивилизационные, общечеловеческие концептосферы. Могут выделяться концепты, функциониру¬ющие в том или ином виде дискурса: например, педагогичес¬ком, религиозном, политическом, медицинском и др. Сам дис¬курс может рассматриваться одновременно как совокупность апелляций к концептам и как концепт, существующий в со¬знании носителей языка.

2.2 Концепт и языковой знак - слово
Вопрос о природе общих понятий или концептов - по средневековой терми¬нологии универсалий - старый вопрос, давно стоящий на очереди, но почти не тронутый в своем центральном пункте. Общее понятие, как содержание акта сознания, остается до сих пор весьма загадочной величиной - почти неуловимым мельканием чего-то в умственном кругозоре, происходящим при быстром произ¬несении и понимании таких слов как «тысячеугольник», «справедливость», «за¬кон», «право» и т. п.

2.3 Концепт как заместитель
Чтобы подойти к уяснению природы концептов, необходимо уловить самую существенную их сторону, как познавательных средств. Эту сторону можно увидеть в функции заместительства. Концепт есть мысленное образование, которое замеща¬ет нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода. Высказывая какое-нибудь общее положение о растительном организме, в итоге имеем в виду именно их, т. е. все неопределенное множество реальных или хотя бы только представимых растений. И, однако, ведь в этом случае оперируем не с ними, а с чем-то другим одним, называемым в одних случаях общим представлением, в других — понятием. Не следует, конечно, думать, что концепт есть всегда заместитель реальных предметов. Он может быть заместителем некоторых сторон предмета или реальных действий, как, например, концепт «польза». Наконец, он может быть заместителем раз¬ного рода хотя бы и весьма точных, но чисто мысленных функций.

Заключение
Итак, подводя итог нашей работы, можно сделать несколько выводов:
- Язык является национальной формой выражения и воплощения материальной и духовной культуры народа. Язык формирует "картину мира", которая является отражением национального способа представления внеязыковой действительности.
- Язык, являясь ментальным феноменом, становится одним из способов кодирования разнообразных форм познания; чувственного (ощущение, восприятие, представление) и рационального (понятие, суждение, умозаключение).
- Базовым, основополагающим лингвокультурологическим понятием, несомненно, является концепт. Понятие “концепт” - это понятие традиционно логико-философское, но взятое на вооружение лингвистикой, оно имеет множество лингвистических определений и интерпретаций.
- Концепт включает понятие., но не исчерпывается только им, а охватывает все содержание слова: и денотативное, и коннотативное, отражающее представления носителей данной культуры о явлении, стоящем за словом во всем.
Таким образом, лингвокультурный концепт многомерен, что обусловливает возможность различных подходов к опре¬делению его структуры. Каждый концепт, как сложный мен¬тальный комплекс, включает помимо смыслового содержания еще и оценку, отношение человека к тому или иному отража¬емому объекту и другие компоненты. Лингвокультурные концепты представляют собой базовые единицы картины мира, в которых фиксируются ценности как отдельной языковой личности, так и лингвокультурного общества в целом. К ключевым коцептам культуры отнести такие абстрактные имена, как совесть, судьбу, волю, долю, грех, закон, свободу, интеллигенцию, родину, пользу, любовь и т.д.

Список использованной литературы
1. Аскольдов С. Концепт и слово. Русская словесность: Антология. М., 1997.
2. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова, КомКнига, М.,1999г.
3. Вежбицкая А. Язык, культура, познание., «Русские словари», М., 1997г.
4. Ильин И.П. Эпистемологическая неуверенность. Современное
зарубежное литературоведение. М., 1999.
5. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования, Волгоград, 1997г.
6.Кобозева И.М. Лингвистическая семантика., КомКнига., М., 2007г.
7.Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.
8.Кубрякова И.Н. Демьянков Т.Л. Концепт ,М., 2004г.
9.Маслова А.С. Когнитивная лингвистика , М., 2005г.
10.Никитин М.В. Основания когнитивной семантики, РГПУ им. Герцена, С-Пб, 2003 г.
11. Попова З.Д. Концептуальная природа абстрактных понятий,М., 2003г.
12. Стернин И.А. Методика исследования структуры концепта, М.,2001г.
13. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., «Школа русской культуры», 1997г.
14. Степанов Ю.С. Язык и метод. Современная философия языка. М., Языки русской культуры. 1998г.
15. Философская энциклопедия, изд-во советская энциклопедия. М., 1964г.
16. Энциклопедия современной эзотерики.
17.Язык о языке. Под ред. Арутюновой Н.Д. Языки русской культуры, М., 2000г.