Философия древнего мира
Содержание
1 Философия древнего мира 3
1.1 Философия Древней Индии 4
1.2 Бхагавад - гита 6
1.3 Философия Древнего Китая 9
1.4 Натурфилософия 10
1.5 Конфуцианство 11
1.6 Даосизм 13
Список литературы 15
1 Философия древнего мира
Зарождение философской теоретической мысли произошло в древнейших очагах человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры, к каким относятся Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай и Древняя Греция приблизительно в одно и то же время, в середине 1 - го тысячелетия до н.э. В ее основе лежат рассуждения о мире и цели человеческого существования, которые проявляются уже у первобытного человека в связи с его ближайшими житейскими интересами выживания.
1.1 Философия Древней Индии
Несмотря на выдающееся культурное значение египетской цивилизации с течением времени она приобретала все более стереотипный характер и прогресс философии становился невозможным благодаря религиозному консерватизму. Египтяне больше думали о смерти, они верили, что души умерших опускаются в подземное царство, где их ждет суд Осириса, решение которого определяется их образом жизни на земле. Они думали, что в конце концов душе предстоит возвращение в тело.
1.2 Бхагавад - гита
Бхагавад - гита (букв. «Божестивення песнь) начинается с описания того, как перед началом решающей битвы между Пандавами и Кауравами предводителя войска Пандавов - Арджуну (именуемого также Пандава, Бхарата) вдруг охватывают сомнения в целесообразности и допустимости братоубийственной бойни. Сомнения и колебания Арджуны рассеивает бог Кришна (эпитеты: Шри Бхагаван, а также духовный абсолют - Брахман, атман, пуруша). Поучения и доводы Кришны и составляют по сути дела основное содержание «Бхагавад - гиты».
1.3 Философия Древнего Китая
Из всех культур древнего мира китайская культура является одной из самых древних и самостоятельных. Уже в эпоху Инь - Шан (16 - 11 вв до н.э.) и в начальный период эпохи Чжоу возникают первые естественнонаучные представления, получают развитие астрономия и земледелие.
1.4 Натурфилософия
В период Чжаньго (5 - 3 вв. до н.э.) сложилась школа т.н. натурфилософов. Главным представителем ее считается Цзоу Янь ( 305 - 240 до н.э.), который посещал академию Цзися, созданную в Линьцзы, столице царства Ци.
1.5 Конфуцианство
551 год до н.э. знаменует собой решительный поворот в общей культуре Китая. Это - год рождения Конфуция, ставшего более, чем какой - либо другой человек, воспитателем своего народа и даже больше, его «невенчанным королем», как назвало его благодарное потомство.
1.6 Даосизм
В отличной от конфуцианства сфере идей развивался даосизм, находящийся в самом резком противоречии к конфуцианству, как по своей тенденции к отрицанию мира, так и интуитивно - мистическим характером своего учения. Основателем даосизма считается Лао- цзы (р. 604 г. до н.э.), и ему приписывается составление «Дао дэ цзина» - канонической книги о дао и добродетели, считающейся грандиознейшим и глубочайшим выражением китайского духа. В своих философских построениях Лао разрабатывал три основные концепции: дао, дэ и у-вэй.
Список литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. “Философия. Издание второе, переработанное и дополненное”. М.: Проспект, 2008
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М.: Высшая школа, 2006
3. Грядовой Д.И. Философия. Структурный курс основ философии: Учебное пособие. - М.: Издательство «Щит-М», 2009
4. Ильин В. В. Философия: Учебник для вузов. М., 2006.
5. Краткий философский словарь / А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев и др.; род ред. А.П.Алексеева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008
6. Философский энциклопедический словарь. - М.: 2007