Понятие и термин «массовой культуры». Возникновение массовой культуры. Теория массовой культуры как культуры «массового общества»
Содержание
Введение 3
1 Понятие и термин «массовой культуры» 5
2 Возникновение массовой культуры 7
3 Теория массовой культуры как культуры «массового общества» 9
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение
Массовая культура - сравнительно новое образование, часто обозначаемое на Западе как «масс-медиа», что означает приблизительно массовая культурная среда.
Масс-медиа возникает на основе техники массовых коммуникаций - радио, кино, телевидения. Она, по существу, выступает как особого рода форма сознания, отличная от науки, искусства, философии, хотя включает в себя элементы этих традиционных форм. Благодаря устойчивому и все более "интимному" контакту творцов и потребителей массовой культуры, ее содержание четко ориентировано на определенные аудитории, приобретает характерную политическую тенденцию, стилевую и жанровую окраску. Ритмы, интриги, образы, сюжеты массовой культуры многократно обрабатываются, шлифуются системой массовых коммуникации и достигают иногда высокого совершенства.
1 Понятие и термин «массовой культуры»
«Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века.
Массовая культура - понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура - специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества.
2 Возникновение массовой культуры
Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения “массовой культуры”. Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение “массовой культуры” с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры.
По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения:
1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае , на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, "Библия для начинающих"), рассчитанные на массовую аудиторию.
3 Теория массовой культуры как культуры «массового общества»
Центральное место в исследованиях данного направления отводится массовому обществу, возникшему в результате процессов индустриализации и урбанизации. Массовая культура при этом рассматривается как особый тип культуры заменившей собой традиционные формы народной культуры (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Дж. Бентам, Д. Рисмэн, Ф. Ливис, Д. Томпсон, Р. Вильямс, Р. Хоггарт). В трудах этих философов и ученых «массовая культура» трактуется как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека. Таким образом, в рамках рассматриваемого направления феномен массовой культуры получает негативную оценку.
Рассматривая критичную точку зрения относительно явления массовой культуры, нельзя не обратить внимание на известного испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, который разработал одну из наиболее радикальных в своем критицизме концепций массового общества. Согласно его определению, общество - это динамическое объединение меньшинства и масс. Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса - это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным. Масса - это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, которая сформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию. Это, по мнению Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости и краху культуры в целом. Идеи испанского мыслителя во многом созвучны теориям массового общества К. Мангейма, Э. Фромма и Х. Арендт.
Заключение
«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», полукультурой. Характеризуя её, американский психолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».
Список использованной литературы
1. Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986
2. Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. - М.: ИНИОН, 2000.
3. Энциклопедический словарь по культурологии. - М.: Центр, 1997.
4. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998. № 3.
5. Социологический журнал. 1998. № 1/2. С. 66-78
6. Разлогов К.Э. и др. Дар или проклятие? Проблемы массовой культуры. М., 1994