Национальная пейзажная живопись
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ ПЕЙЗАЖА 5
1.1 Рисунок пейзажа 5
1.2 Работа над живописными этюдами пейзажа 18
1.3 Пейзаж-картина 26
2 ПРОСТРАНСТВО КАЗАХСКОЙ СТЕПИ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ 50-60-Х ГОДОВ 29
3 ТВОРЧЕСТВО СТАНИСЛАВА ВАСИЛЬЕВИЧА АКСЕНОВА … 40
4 ХОД МОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, с его изменившимися культурными доминантами, когда проблемы экологии и глобализации стали занимать первостепенное значение, многократно возрастает роль сохранения традиционных ценностей, а также роль искусства, как средства гармонизации окружающего человека пространства.
Красота мироздания была и остаётся важной темой изобразительного искусства. Пейзажная живопись, обладая свойством передавать тончайшие эмоциональные, психологические состояния эпохи и человека, служит индикатором духовной жизни общества.
Актуальность исследования. Пейзаж для живописи Казахстана – жанр многогранный. В нём сконцентрированы важнейшие мировоззренческие и философские концепты казахской культуры. Его генезис и развитие неотделимы от процессов становления и эволюции казахской живописной школы. Существенное значение пейзажного жанра в казахской живописи детерминировано всем ходом исторического развития этноса. Ментальные и архетипические установки национального сознания неразрывно связанные с образами природы, в традиционном казахском искусстве получают глубокое философское осмысление.
1 РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ ПЕЙЗАЖА
1.1 Рисунок пейзажа
Исполнение карандашных и перовых рисунков является важной частью всей работы в области пейзажа. В учебной работе над пейза¬жем рисунок может иметь самостоятельное значение, когда работа за¬думана в графике, и вспомогательное, когда он служит цели изучения многообразных форм природы и используется как подготовительный материал для дальнейшей работы красками.
При решении композиции первых пейзажей можно пользоваться ви¬доискателем — листком бумаги или картона с четырехугольным отвер¬стием, соотношение сторон которого пропорционально соответствую¬щему формату листа бумаги или холста. В дальнейшем приобретается необходимый опыт, позволяющий находить нужную композицию на глаз.
1.2 Работа над живописными этюдами пейзажа
Для того чтобы писать пейзажные этюды, надо иметь этюдник со всеми необходимыми принадлежностями, складной стул, зонт, грунто¬ванные листы картона или холсты на подрамниках. Если этюдник не имеет выдвижных ножек, то для больших холстов нужен легкий склад¬ной мольберт.
Начинающего художника привлекают очень многие объекты. При¬рода захватывает своей красотой, хочется все написать, словом, хочется «объять необъятное». Однако нужно уметь рассчитать свои силы и по¬ставить определенную задачу. Для начала рекомендуем сделать за день два небольших этюда с определенной целью — передать состоя¬ние природы с помощью больших тональных отношений.
1.3 Пейзаж-картина
Работа над пейзажной картиной в мастерской требует наличия боль¬шого опыта и накопления вспомогательного этюдного материала. Про¬думывая замысел, художник пробует в эскизных набросках разные варианты задуманной композиции. Увеличение размера обязывает к бо¬лее углубленному раскрытию темы. Иногда роль композиционного эс¬киза выполняет этюд, Сделанный с натуры. Но художник при работе над картиной дополняет его, пользуясь другими подготовительными зари¬совками.
Часто является необходимость сделать для пейзажной картины до¬полнительно несколько этюдов с натуры с целью разработать перво-плановые объекты или уточнить общее колористическое решение. Со¬здавая пейзажную картину, художник может творчески переработать зарисованный с натуры мотив, но при этом он не должен изменять жизненной правде и нарушать законы природы. Нельзя соединять в од¬ной картине несовместимые в природе объекты. Долгая жизнь среди природы, хорошо развитая наблюдательность, изучение на практике биологии, физической географии и других наук помогают художникам создавать прекрасные реалистические пейзажи с глубоким содер¬жанием.
2 ПРОСТРАНСТВО КАЗАХСКОЙ СТЕПИ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ 50-60-Х ГОДОВ
Основой творческого потенциала казахского народа является его первоисточник — природно-культурное пространство, которое он осваивал и формировал веками. Казахский ученый Джангильдин Н. пишет: «...«лицо» народа во многом определяет своеобразие окружающей его природы, среди которой он вершит свою историю». Ему вторит русский мыслитель И.А. Ильин: «...Национальная территория не есть пустое пространство «от столба до столба», но исторически данное и взятое духовное пастбище народа, его творческое здание, жилище его грядущих поколений». Так и для казахов степь — alter ego и воплощенная метафора народного духа, историческая перспектива (а не просто физическая протяженность), в которой он само утверждается, самораскрывается, самоидентифицируется и познает себя. В казахской философии понятия природы и человека не существуют друг без друга. Понимание природы, как родного пространства, во многом определяет основу казахского искусства. В нем находят отражение разнообразные формы взаимодействия человека и окружающей среды. Многие исследователи подчеркивают, что ведущим пространственным образом в традиционной казахской культуре является бесконечная горизонтальная плоскость, условно обозначаемая как «равнина». Он представляет собой отражение бесконечно тянущихся степных просторов. При традиционном кочевом образе жизни имеет место эстетизация природного ландшафта.
Среди художников 50-60-х годов, в творчестве которых образ казахской степи нашел наиболее многогранное реалистическое преломление, являются живописцы Аубакир Исмаилов, Молдахмет Кенбаев, Канафия Тельжанов, Сабур Мамбеев, Сахи Романов.
Аубакир Исмаилов - заслуженный деятель искусств Казахстана, танцор, сказитель, режиссер, художник, постановщик, актер кино, импровизатор-музыкант, собиратель фольклора. Он пришел в изобразительное искусство Казахстана в 30-х годах. Вся его творческая биография непрерывно связана с историей возникновения и становления изобразительного искусства Казахстана.
Степь с ее незыблемыми традициями и национальными устоями, чередой будней и праздников не прерывает духовную связь поколений. Но теперь эта связь сквозь призму взгляда художника воспринимается по-новому. Несмотря на то, что именно пространство степного дома, родного очага позволило людям соединить свою жизнь незыблемыми устоями традиций национального мировосприятия, в череде вновь приходящих событий степнякам-кочевникам приходится обустраивать свой мир с точки нового социадиетического отсчета. Связь поколений не потеряна, но в универсум степи ворвался вихрь социалистических перестроек, который вносит свои нетерпящие преград изменения, и казахи теперь одеты в красные рубахи и платки, не созерцательно мудро, а с возвышенным пафосом взирают на возделанные тракторами земли отцов. Степь это пространство для окультуривания земли, это место приложения планов новой социалистической республики, это гордость состоявшихся свершений.
В полотнах Тельжанова присутствует монументальный эпический размах. Степное пространство наполняется пафосом борьбы, атмосферой энергичных действий и схваток. Стремление к эпической масштабности, ок-рыленности необъятного простора в русле новых свершений — фоном для которых является степь, таков основной мотив его работ. Именно так К. Тельжанов в большинстве своих полотен представляет образ своего родного края, простора казахских степей.
3 ТВОРЧЕСТВО СТАНИСЛАВА ВАСИЛЬЕВИЧА АКСЕНОВА
Таков жизненный девиз актауского - казахстанского художника Станислава Васильевича Аксенова.
Те, кто интересуются искусством и следят за творчеством казахстанских художников, знают, что Станислав Аксенов в основном пишет морские пейзажи, и на всех его персональных выставках морская синева разливается на доброй половине его работ. Можно даже сказать, что это портреты моря, ибо на его полотнах море - живое существо со своим характером, сиюминутным настроением, цветом, и даже, кажется, запахом и звуками, ибо это наше, Каспийское море. Все мы знаем и любим его, помним его капризный нрав и обманчивое смирение штилей.
Море приковывает внимание художника, заполняет его душу, просится на холсты, и он следует этому призыву морской стихии, которую увидел впервые в пятнадцать лет. Это было невероятным событием жизни, фантастическим везением, стало семейной легендой Аксеновых, ибо семья Станислава Васильевича началась с него, сироты и детдомовца.
4 ХОД МОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ
Выполнение своей дипломной работы, я начала с эскизов. Выполнив эскизы я подобрала формат, для своей работы. Приобрела рамку размером 70*90 и ДВП. Так же приобрела необходимые принадлежности:
• масляные краски;
• растворитель;
• желатин;
• кисти;
• средство для того чтобы загрунтовать ДВП.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется сказать, о необходи¬мости кроме практической работы в этой области внимательно изучать произведения выдающихся художников на выставках и в музеях, ана¬лизировать их композиционные решения и другие художественные средства. Большую пользу несомненно принесет чтение иллюстрирован¬ных монографий о художниках и воспоминаний мастеров изобразитель¬ного искусства, прошедших большой и сложный путь исканий в своем благородном творческом труде. Главным же учителем в пейзажной живописи всегда остается природа.
Понимание природы, как родного пространства, во многом определяет семантику казахского пейзажа. Понятие природы и человека в казахской философии неразделимы. Жизнь человека в традиционном национальном представлении целиком и полностью включена в природные процессы. Единая система координат природного и человеческого начал, их гармоничная цельность, составили своеобразие и уникальность казахского искусства.
Казахский живописный пейзаж актуализирует возможности самоидентификации национальной культуры. Что, в свою очередь, является сущностным фактором этнического жизненного выживания в условиях современного мира, единственное, что реально противостоит процессам глобализации. В пейзаже выпукло представлены важнейшие мировоззренческие установки и парадигмы национального сознания казахов. Концепции природы и человека в казахской культуре вообще и в живописи в частности образуют единую, неразрывную систему. В пейзажной живописи имманентное национальному сознанию тяготение к сказочности, к эпическому размаху зазвучит во всю силу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Г.Б. Смирнов, А.А. Унковский, «Рисунок и живопись пейзажа», 1965 г.
2. А. Ниязов, Степь и город в современной живописи Казахстан, Мысль, №12, 2007 г.
3. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М.: Галактика, 1992 г.
4. Все о технике: живопись маслом, справочник для художников. М.: Арт-родник, 1998 г.
5. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: Высшая школа, 1992 г.
6. Маслов Н.Я. Пленэр. М.: Просвещение. 1984 г.
7. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания, М.: Советский художник, 1981-1986 гг.