Тема ответственности в произведениях Экзюпери
Содержание
Введение 3
1. Жизнь и творчество Сент-Экзюпери 5
1.1 Биография графа Антуан-Мари-Роже де Сент-Экзюпери 5
1.2 Творчество Сент-Экзюпери и тема ответственности в произведениях 9
1.2.1 Творчество 9
1.2.2 Образы в произведениях 13
1.2.3 Тема ответственности в произведениях Сент-Экзюпери 15
2 Рассмотрение темы ответственности в произведении Сент-Экзбпери «Маленький принц» 19
2.1 «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» 19
2.2 Философская направленность произведения 22
Заключение 29
Список использованных источников 31
Введение
Я выбрала тему «Антуан де Сент-Экзюпери», потому что Сент-Экзюпери принадлежит к числу немногих романистов и философов, действия которых породила земля. Он не просто восторгался людьми действия, он сам участвовал в деяниях, которые писал. На протяжении десяти лет он летал то над Рио-де-Оро, то над Андийскими Кордильерами; он затерялся в пустыне и был спасен владыками песков; однажды он упал в Средиземное море, а в другой раз - на горные цепи Гватемалы. Он сражался в воздухе в 1940 году и вновь сражался в 1944-м. Покорители Южной Атлантики - Мермоз и Гийоме - были его друзьями. Отсюда та достоверность, которая звучит в каждом его слове, отсюда же берет начало и жизненный стоицизм, «ибо деяние раскрывает лучшие качества человека».
1.2 Творчество Сент-Экзюпери и тема ответственности в произведениях
1.2.1 Творчество
Можно ли назвать его книги романами? Едва ли. От произведения к произведению элемент вымысла все сокращается. Скорее всего это эссе о деянии, о людях, о Земле, о жизни. Декорация почти всегда изображает летное поле. И дело тут не в стремлении писателя прослыть специалистом, а в его тяге к искренности. Ведь именно так живет и мыслит автор.
Он начал с повестей «Южный почтовый» и «Ночной полет» - о жизни и труде крылатых людей. В 1935 году он побывал в Советском Союзе и написал вдумчивые и доброжелательные очерки о Москве. Во время гражданской войны в Испании он с тревогой пишет о судьбах Европы, о будущем, которому угрожает фашизм. Подлинной, деятельной любовью к людям дышит лучшая его повесть - «Планета людей» (1939). Когда началась война, он уже был признан негодным для службы в авиации, но вернулся на самолет и воевал до того дня, пока Францию захватил враг. И вот Экзюпери в эмиграции, в Америке.
1.2.2 Образы в произведениях
Самый прекрасный образ, созданный Антуаном де Сент-Экзюпери, даже более прекрасный, чем образ Ривьера, - это образ человека, чье мужество исполнено такой простоты, что рассказывать о его мужественных поступках было бы просто смешно. Ошеде - бывший сержант, недавно произведенный в младшие лейтенанты. Разумеется, образования ему не хватает. Сам он никак не мог объяснить себя. Но он сложен, он целен. Когда речь идет об Ошеде, слово «долг» теряет всякую напыщенность. Каждый хотел бы исполнять долг так, как его исполняет Ошеде. Прекрасно древо, уходящее глубоко в почву. Прекрасна стойкость Ошеде. В нем нельзя обмануться. Мужество не может возникнуть в результате ловко выставленной речи, оно рождается от своего рода наития, которое становится действием.
2 Рассмотрение темы ответственности в произведении Сент-Экзбпери «Маленький принц»
2.1 «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»
Антуан де Сент-Экзюпери не писал специально для детей. И вообще, по профессии он был не писателем, а замечательным летчиком. Однако его прекрасные произведения, такие как "Ночной полет", "Планета людей", "Военный летчик", и, конечно же, "Маленький принц", вне всякого сомнения, принадлежат к лучшему, что было написано во Франции в XX веке. В "Маленьком принце" Сент-Экзюпери обращается в равной мере ко всем — маленьким и большим, — кто хочет задуматься над жизнью и попытаться понять, что же в ней имеет настоящую ценность. Вот почему эту сказку, в которой писатель возвращается к своим излюбленным мыслям, но выражает их по-новому, то есть образно и обобщенно, принято называть философской.
2.2 Философская направленность произведения
Сама история о “Маленьком принце” возникла из одного из сюжетов “Планеты людей”. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение. Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
Заключение
Изучив творчество и замечательную жизнь Антуана де Сент-Экзюпери, посвященную от начала и до конца небу, мы поняли, что он относится к разряду людей, которые не укладываются в обычные рамки. Своими моральными качествами, своим интеллектом, своей деятельностью - одним словом, своей судьбой Сент-Экс возвышается над обычным человеческим уровнем и относится в некотором роде к числу людей, которые должны служить для других примером.
Во всех произведениях Антуан де Сент-Экзюпери преследует идею о взаимопонимании между людьми. Главные проблемы, всю жизнь волновавшие Сент-Экзюпери, находили отражение во всех его произведениях - и в прозе, и в публицистике, и даже в сказке. В одном из писем другу он так прямо и заявляет: «Я писал... чтобы сказать моему поколению: вы - обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля!». Судьба этого корабля была ему не безразлична. Сент-Экзюпери верил в братство, объединяющее людей. И придавал неоценимое значение их взаимопониманию. «Величие всякого ремесла, может быть, в этом и состоит, что оно объединяет людей: ибо нет ничего дороже этого», - говорит он. (Может быть, в этом и заключался один из элементов притягательной силы, которую имела для Сент-Экзюпери авиация; мало какая другая работа так не сближает людей.
Список использованных источников
1. Андре Моруа «Литературные портреты», Кишинев, «Литература артистике», 1983год.
2. Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей», вступительная статья Норы Галь, Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1985 год.
3. Антуан де Сент-Экзюпери «Южный почтовый. Ночной полет. Планета людей. Военный летчик. Письмо заложнику. Маленький принц. Пилот и Стихии.», вступительная статья Марка Галлая, Москва, «Художественная литература», 1983 год.
4. Буковская А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. М.: Радуга, 1983.
5. Вайсман Н. И., Гарват Р.Ф. “Зорко одно лишь сердце”. // Литература в школе, 1992, №1.
6. Грачев Р. Писатели Франции. М.: Просвещение,1964.
7. Григорьев В.П. Антуан де Сент-Экзюпери. Л.: Просвещение, 1973.
8. Губман Б.Л. “Истина для человека – это то, что делает его человеком”. [Предисл.] // Сент-Экзюпери А. Маленький принц и другие проивед. М.: Высшая школа, 1992.