Декоративно - прикладное и художественное искусство в системе трудового воспитания школьников
Содержание
Введение 3
Глава 1. Декоративно-прикладное и художественное искусство в системе трудового воспитания школьников 5
1.1. История и виды декоративно-прикладного искусства 5
1.2. Взаимосвязь эстетического воспитания с трудовым, художественным воспитанием 18
1.3 Процесс приобщения учащихся к декоративно прикладному искусству 23
1.4. Роль педагога к приобщению школьников к художественному и декоративно- прикладному искусству 26
Глава 2. Формы и методы творческого развития школьников в процессе трудовой подготовке 32
2.1. Урок технологии. Специфика и типы уроков технологии 32
2.2 Методы и виды практических работ учащихся на уроках технологии 36
2.3. Методические основы кружка декоративно-прикладного искусства 39
Заключение 43
Список использованной литературы 44
Введение
Усиление гуманистической направленности обучения и воспитания в современной школе предполагает более активное приобщение школьников к духовной культуре своего народа. Этнокультурный компонент современных школьных программ должен стать самостоятельным принципом дидактики, средством формирования гражданского и эстетического мировоззрения подрастающего поколения.
Подход к этнокультурному образованию как педагогическому процессу предполагает систему связей, в основе которой лежит феноменология личности, ее целостное, но не однозначное, противоречивое бытие. Исходя из социокультурной ситуации развития нашего общества, должны быть выделены современные приоритеты в данном образовании. Одним из важнейших его компонентов становится воспитание человека высокой нравственной культуры, способного в условиях гибкой, вариативной социальной практики регулировать свои поступки и деятельность, контролировать и управлять своим поведением на основе накопленных веками национальных ценностей своего народа. Такая постановка проблемы требует, в свою очередь, изменения форм организации учебного процесса, методов преподавания и содержания образования дисциплин, разработанных на этнокультурном материале.Происходящие в стране и в мире перемены затронули, прежде всего, духовно-этическую социальную сферу общества. В условиях обновления общества по пути демократизации к социального прогресса развивающаяся культура на принципах гуманизма и общечеловеческих ценностей, новые формы экономических механизмов, естественно, должны привести к совершенствованию и социально-нравственных отношений, повышению эстетической духовной культуры народа.
Глава 1. Декоративно-прикладное и художественное искусство в системе трудового воспитания школьников
1.1. История и виды декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства (область пластических искусств): создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
1.2. Взаимосвязь эстетического воспитания с трудовым, художественным воспитанием
Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.
Эстетическое воспитание - целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.
Искусство - ядро и генеральное средство эстетического воспитания, которое, однако, ведется и с помощью дизайна, и с помощью эстетических аспектов спорта и других форм деятельности, несущих в себе эстетическое содержание.
1.3 Процесс приобщения учащихся к декоративно прикладному искусству
Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.
Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.
1.4. Роль педагога к приобщению школьников к художественному и декоративно- прикладному искусству
Чтобы принять участие в решении сложнейшей задачи - формирования основ национальной культуры средствами народного и декоративно -прикладного искусства, - учитель должен овладеть новым кругом знаний -знаний своей национальной традиционной культуры. Основная характеристика, специфика подготовленности учителя определяется на основе анализа качества работы учителей школ.
В процессе формирования личности учителя его деятельность перемещается на творчество. Развитие творческого начала в трудовой деятельности требует, прежде всего, повышения профессиональной подготовки учителя. Главной задачей является всестороннее и гармоническое развитие всех духовных способностей человека. В формировании личности большое значение имеет народное искусство как корневая система национальной культуры, которая связана с таким важными понятиями, как нравственность, коллективизм, гуманность в отношениях между школьниками. Овладение основами национальной культуры способствует правильному восприятию народного искусства, развивает умение ценить красоту.
Глава 2. Формы и методы творческого развития школьников в процессе трудовой подготовке
2.1. Урок технологии. Специфика и типы уроков технологии
В настоящее время общество выдвигает новые требования к трудовой подготовке школьников. Основной целью школьного обучения становится формирование творческой, продуктивно мыслящей личности, владеющей универсальными учебными действиями, взаимосвязанными способами преобразующей деятельности. Это связано с тем фактом, что в современном информационно-компьютерном способе производства главенствующим становится умение осуществлять поиск оптимальных (наилучших) способов создания продукции.
Особое внимание в каждой теме необходимо уделить практическим творческим работам детей. Еще в прошлом русские педагоги рекомендовали придерживаться в воспитании тех стадий художественно-творческой деятельности, через которые постепенно проходят все дети, а именно:
2.2 Методы и виды практических работ учащихся на уроках технологии
В настоящее время совершенствование урока обусловливается современными целями обучения, воспитания и развития творческой, высоконравственной личности, особенностями совместной деятельности учителя и учащихся по достижению запланированной цели. Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний по тому или иному учебному предмету, приобретение умений и навыков, но в большей мере на развитие у них творческих способностей и склонностей, учет интересов и стремлений каждого учащегося. Он отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения.
2.3. Методические основы кружка декоративно-прикладного искусства
Организация кружка начинается с подготовки помещения, приобретения материала и оборудования. От этого зависит количество членов кружка и дальнейшая деятельность творческого коллектива. Материальное оснащение постоянно должно быть в поле зрения педагога.
Начинать занятия можно уже с подростками 12 — 13 лет. К этому времени они в определенной степени знакомы с правилами и законами построения рисунка. Для многих из них рисование стало потребностью. Школьных уроков изобразительного искусства ребятам недостаточно, они стремятся глубже познать изобразительную грамоту, тайны декоративного творчества. К занятиям в кружке учащихся нередко влечет внутренняя потребность, еще не осознанное стремление к активному творчеству.
Заключение
Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок.
Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников, поиск и подбор иллюстраций для составления коллекции школьного музея декоративно-прикладного искусства и др. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей.
Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда. С учетом формирования политехнических знаний при выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.