Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Иностранный язык

Тип: Дипломная работа

Объем: 60 стр.

Год: 2015

Предварительный просмотр

Мусульманское право основные черты и особенности


Содержание
Введение 3
1 Основы теории и история мусульманского права 7
1.1 Основы теории мусульманского права 7
1.2 История мусульманского права 15
1.3 Система мусульманского права 22
2 Источники мусульманского права 27
2.1 Коран 27
2.2 Сунна 29
2.3 Иджма 31
2.4 Кияс 32
3 Право мусульманских стран 34
3.1 Ислам и права человека 34
3.2 Семейное право 36
3.3 Мусульманское уголовное право 45
Заключение 57
Список использованных источников 60

Введение
Актуальность.
Мусульманское право - сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам - являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и, будучи системой норм, воспринималось еще и как универсальная политико-правовая доктрина. Изучение мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке. Говорить о шариате значит коснуться важнейшей стороны ислама - одной из великих мировых религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а численность последователей превышает 1/6 населения современного мира. В своей работе мы поставили цель раскрыть то, что представляет собой шариат на самом деле: показать его неразрывную связь с исламом, описать его источники и выявить основные черты.

1 Основы теории и история мусульманского права
1.1 Основы теории мусульманского права
Мусульманское право часто именуют термином «шариат». Исламское право является составной частью социально-религиозного мировоззрения - ислама, возникшего в VI-VII веках в Аравии.
История возникновения государства и шариата на Аравийском полуострове связана с завоеванием правоверными Мекки. Мухаммед подписал соглашение с бедуинами, сумел создать крупную по тем временам армию в 10 тысяч человек и после покорения Мекки был провозглашен посланником Аллаха и правителем Аравии. Этот акт привел к завершению длительного процесса становления государственности Аравии, который привел к созданию первого мусульманского государства - халифата. Мухаммед в этом государстве занимал положение наместника Аллаха, основателя новой религии - ислама. Предания (хадисы) о поступках пророка, записанные уже после его смерти, составили в совокупности сунну, которая стала после Корана источником мусульманского права. Изречения Мухаммеда, его практическая деятельность стали основой мусульманского права, связанного с религией и моралью. [1, с.13]

1.2 История мусульманского права
Как уже было упомянуто выше, истоки ислама связаны с личностью пророка Мухаммеда, который сумел добиться распространения ислама по всей Аравии.
Дело Мухаммеда было продолжено халифами (заместителями); первые четыре из них (Абу-Бакр, Омар, Осман и Али) пользуются наибольшим уважением у мусульман и поэтому их назвали праведными. Они сумели обеспечить распространение ислама далеко за пределами Аравии. Он стал религией обширной империи, раскинувшейся на территории Северной Африки, Сирии, Ирака, Палестины, Ирана, Средней Азии.

1.3 Система мусульманского права
Выявление структуры исламского права способствует его пониманию как особой системы права. Шариат регулирует поведение мусульман во всех областях жизни, а также влияет на их чувства и образ мысли и в силу этого включает четыре элемента: а) религиозные нормы ислама; б) мусульманскую мораль и этику; в) нормы, которые регулируют отношения мусульман с Аллахом, так называемый абадат (порядок отправления основных религиозных обязанностей); г) правила поведения мусульман в отношениях между собой и с не мусульманами; («му'амалат»).

2 Источники мусульманского права
2.1 Коран
Мусульманское право подразделяет свои источники на две группы. К первой группе относятся Коран и сунна, ко второй – адилля иттихад (второстепенные источники). Коране и сунну называют главными источниками потому, что они имеют направляющее отношение к пративорческому процессу. Остальные источники называются второстепенными, так как носят преимущественно правоприкладной характер.
Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. «ал-куран» - «чтение вслух», «назидание») - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.

2.2 Сунна
Сунна является одним из главных источников мусульманского права. В переводе с арабского языка сунна означает путь, образец, пример. Сунна представляет собой собрание хадисов (рассказы о поступках и высказываниях Мухаммеда) по различным вопросам ислама и устройства жизни общины. Хадисы передавались из уст в уста и только в VIII-IX веках их записали. Сунниты признают сборники хадисов, составленные аль-Бухари, Муслимом, Абу-Даудом, ат-Тирмизи, ан Насаи, Ибн Маджа(IX век). Есть еще тематические сборники хадисов отражают воззрение и практику мусульманской общины раннего периода ислама и самого Мухаммеде.

2.3 Иджма
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.

2.4 Кияс
Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей, кияс часто становился и оружием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями - ханифатами.

3 Право мусульманских стран
3.1 Ислам и права человека
Теоретически мусульманского права считают, что принятие ислама уравнивает всех людей вне зависимости от их социального происхождения, языка, цвета кожи. Это равенство включает и равенство всех перед законом и судом. Любой образованный мусульманин вправе толковать Коран и сунна. Так считали модернисты и делали вывод, что ислам может подвергаться изменениям. Нормы ислама о равенстве в известной мере распространялись и на женщин. [23, с 205]
Ислам уделяет значительное внимание правовому статусу личности, которому Коран посвящает примерно 70 аятов. Изначальной точкой исламской теории основных прав человека служит толкование 70-й суры Корана, которая гласит, что «каждый отвечает за свои поступки», а также высказывание Мухаммеда: «Я подтверждаю, что все человеческие существа – братья друг другу». Это означает, что мусульманин имеет право требовать от государства уважения своих основных прав. Кроме того, исламская теория считает, что права и свободы, закрепленные в конституциях исламских государств, соответствуют исламским принципам, и поэтому государство должно обеспечивать права мусульман. Эти права, однако, не рассматриваются как абсолютные. Правительство в случае необходимости может ограничить частную собственность, обратив ее на пользу всей мусульманской общины. Кроме того, оно, укрепляя обороноспособность, имеет право ввести всеобщую воинскую повинность.
Исламоведы считают, что правоверные абсолютно равны; к их правам относятся, свобода совести и взаимная ответственность общества и индивида. [24, с 52]

3.2 Семейное право
В жизни каждого человека существует семья. С детства каждый из нас окружен заботливыми и добрыми родителями, а, вырастая, ищет себе любящую и верную вторую половину, появляются дети! Мы рассмотрим, какую роль играет семья в исламе, что она из себя представляет, какие черты ей присущи, какими правилами она регулируется.

3.3 Мусульманское уголовное право
Деликатное право ислама оказало значительное влияние на общественное развитие, на уголовное законодательство мусульманских стран.
Теория правонарушения строится на том, что все поступки и мысли мусульманина предопределены волей Аллаха. Вместе с тем следует подчеркнуть, что предписания, изложенные в Коране и иных священных текстах, являются гибкими, и поэтому у мусульманина есть варианты самостоятельного поведения. Поэтому серьезные проступки расцениваются как нарушения предписаний о мусульманских запретах. Эти запреты направлены на защиту основных ценностей ислама - религии, жизни, продолжение рода, разума, собственности. Мусульманские богословы, юристы считают, что кроме кары, осуществляемой людьми, есть еще и кара потусторонняя. Правонарушение, преступление - это не только нарушение норм мусульманского деликатного, уголовного права, но и религиозный грех, который влечет наказание не только на земле, но и в потустороннем мире.

Заключение
Подводя итог работе, хотелось бы добавить, что мусульманское право не может существовать без ислама, как и ислам не может существовать без мусульманского права, и именно это единство заставляет миллионы людей-мусульман беспрекословно выполнять предписанные им нормы, порою далеко не соответствующие таким общеизвестным принципам как гуманизм, нравственность, сострадание. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Вместо того чтобы просто провозгласить моральные принципы или догмы, с которыми общество должно согласовывать свои правовые системы, мусульманские юристы и теологи разработали, исходя из божественных откровений, целую систему очень детализированного права, права идеального общества, которое установится в один прекрасный день во всем мире и будет полностью подчинено религии ислама.