Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Юриспруденция

Тип: Дипломная работа

Объем: 61 стр.

Год: 2010

Предварительный просмотр

Авторское право: понятие, особенности


Содержание
Введение 5
1 Авторское право в системе гражданских прав 8
1.1 Возникновение и становление авторского права 8
1.2 Законодательство Республики Казахстан в области авторского права 10
1.3 Действие авторского права в пространстве и во времени 17
2 Объекты и субъекты авторского права. Право на авторство 20
2.1 Объекты авторского права 20
2.2 Субъекты авторского права 24
2.3 Право на авторство 27
3 Имущественный характер авторского права и механизм его защиты 34
3.1 Имущественный характер авторского права 34
3.2 Залог авторских прав 43
3.3 Механизм защиты авторских прав 51
Заключение 59
Список использованной литературы 61

Введение
Авторское право – один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.
Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство казахстанских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права [1, с.3]. Такого же мнения придерживался в своих работах Шершеневич, критикуя бытующие в его время теории, такие как «теория, признающая авторское право за право собственности», «теория, основывающая авторское право на договоре между автором и публикой», «теория, считающая авторское право правом личности» и «теория, отвергающая субъективное авторское право».

1 Авторское право в системе гражданских прав

1.1 Возникновение и становление авторского права
Рождение авторского права относят к открытию книгопечатания в Европе. Изобретение в XX веке печатания и гравировальной техники привело к распространению печатных работ, что ознаменовало решающий период в истории интеллектуальной собственности. Этнографы полагают, что некое принятие интеллектуальной собственности существовало и на самых ранних этапах истории.
До того как стала признаваться финансовая заинтересованность автора в результатах своего труда, учитывались лишь его личные права.
Авторское право всегда было неразрывно связано с техническим прогрессом. И в прошлом новые технические достижения вызывали необходимость изменений в авторском законодательстве. С течением времени, по мере развития техники, постоянно увеличивалось число средств распространения произведений, и сегодня они составляют широкий круг: книги и журналы, кинофильмы, радио, телевидение, программные обеспечения для ЭВМ.
Первым в истории законом об авторском праве в современном понимании указанного термина, который впервые закрепил личное право на охрану опубликованного произведения, стал «Статус королевы Анны», принятый 10 апреля 1710 года [3, с.1].

й собственности.

1.2 Законодательство Республики Казахстан в области авторского права
Вслед за главой «Общие положения» в разделе 5 ГК РК следуют нормы, относящиеся к первой группе объектов права интеллектуальной собственности из классификации, изложенной в п. 2 ст. 961 ГК РК. Это положения авторского права охватывающего вопросы создания, использования и правовой охраны произведений науки, литературы и искусства.
Глава 50 ГК РК не устанавливает норм, существенно изменяющих действующее в Республике Казахстан авторское право. Революционные изменения в данной области произошли раньше – 10 июня 1996 г. с принятием Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах», пришедшего на смену действовавших на территории Республики Казахстан норм соответствующих разделов ГК КазССР и Основ гражданского законодательства [7, с.1].

и обязательств.

1.3 Действие авторского права в пространстве и во времени
Обзор статей главы 50 Гражданского Кодекса Республики Казахстан показывает, что ряд правомочий имущественного характера, предоставленных автору, ввиду их исключительности представляют собой своеобразную монополию. Конечно, эта монополия касается не совершения деятельности, а только определенного произведения. Но все же исключительные права автора препятствуют совершенно свободному использованию произведения другими лицами и поэтому законодательство устанавливает территориальные границы и временные пределы существования и использования авторских прав. Они закреплены в ст. 980 – 983 ГК РК.
Для предоставления охраны произведению в пространстве статьи ГК РК, а также ст. 5 Закона об авторском праве и смежных правах устанавливают два вида требований – гражданство и место нахождения произведения в объективной форме в данный момент. По признаку гражданства можно выделить три группы объектов: произведения созданные гражданами Республики Казахстан; иностранцами, страна гражданства которых имеет международный договор с нашей страной об авторских правах; иностранцами – гражданами стран, которые не имеют таких договоров с Республикой Казахстан [13, с.28].

очно.

2 Объекты и субъекты авторского права. Право на авторство

2.1 Объекты авторского права
Статья 971 ГК РК содержит законодательное определение объекта авторского права путем перечисления важнейших признаков, присущих таким объектам. Причем каждое слово в этом очень емком законодательном определении означает отдельное требование, которому должен отвечать охраняемый объект.
Авторское право согласно статье 971 ГК РК распространяется на произведение науки литературы и искусства. Определения произведения в кодексе не дается, но из содержания данной статьи можно сделать вывод, что произведение является итогом, результатом творческой деятельности. Творчество присуще только одному представителю мира природы – человеку и является результатом его мыслительной деятельности, работы такого универсального инструмента как мозг человека, создающего путем сложных, до конца еще неразгаданных психохимических процессов идеальные образы. Система этих идеальных образов составляет идеальный же, а не материальный объект – произведение.
Произведение как результат творческой деятельности предполагает обладание прямо не упомянутыми в тексте статьи, но обязательными в силу самого характера творчества признаками оригинальности и новизны. Каждой новая песня или книга не должны быть известны раньше слушателю или читателю, не должны абсолютно точно повторять другое произведение. Это и есть оригинальность [16, с.154].

обытий.

2.2 Субъекты авторского права
Глава 50 ГК РК не содержит большого количества статей, посвященных субъектам авторского права. Понятие и перечень всех субъектов подробно отражены в ст. 2, 10-15 и ряде других Закона «Об авторском праве и смежных правах». Не повторяя положений указанного закона, глава 50 ГК РК содержит моменты, из которых все же можно получить представление о субъектном составе комментируемых отношений [18, с.99].

2.3 Право на авторство
Автору произведения литературы, науки и искусства принадлежат следующие права:
- право авторства (на авторство);
- право на имя;
- на опубликование и иное использования произведения;
- на вознаграждение за использование произведения другими лицами.
Основное право лица, занимающегося научной или художественной деятельностью, - право на авторство. Оно является основополагающим в том комплексе прав, которым пользуется автор.
В юридической литературе высказываются предложения о необходимости закрепления этого права в законе.
В содержание права на авторство входит не только право лица считаться творцом созданного произведения, но и требовать ссылки на автора при его использовании. Право авторства сохраняется у лица независимо от формы, назначения и достоинства произведения. Не имеет значения, выпущено произведение в свет или не выпущено.

.

3 Имущественный характер авторского права и механизм его защиты

3.1 Имущественный характер авторского права
Произведения науки, литературы и искусства служат для удовлетворения духовных потребностей людей. Но прежде чем книга может быть прочитана, а музыка услышана, их следует создать, а затем довести до читателя или слушателя. Следовательно, автору, потребителям, а также и иным лицам приходится вступать в определенные отношения между собой по поводу конкретного произведения, т.е. в отношения, которые и являются предметом регулирования авторского права.
Как указано в статье 1 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» от 10 июня 1996 года, он регулирует «отношения в области интеллектуальной собственности, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), постановок, исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права)».
Данное определение – чрезмерно узкое по содержанию и широкое по объему – не дает четкого ответа на вопрос о том, какие именно отношения из числа возникающих в связи с созданием и использованием произведений составляют предмет авторского права [13, с.201].

К).

3.2 Залог авторских прав
Прежде чем перейти к непосредственному анализу залога авторских прав, предлагаем рассмотреть некоторые общие проблемы залога имущественных прав, решение которых имеет первостепенное значение для концепции залога авторских прав.
Одной из основных проблем, связанных с залогом имущественных прав, является решение вопроса о возможности использовать заложенное право и о том, какой из сторон договора такое право принадлежит. Неоднозначность, существующая в отношении возможности применения норм о владении и пользовании предметом залога к заложенному имущественному праву, обусловлена в первую очередь тем, что передача имущественного права в большинстве случаев влечет прекращение данного права у первоначального обладателя. При рассмотрении залога прав с такой позиции правомерен вопрос о том, не превращается ли в таком случае залог в продажу имущественного права с предоставлением возможности обратного выкупа в случае надлежащего исполнения основного обязательства, т.е. в механизм, аналогичный древнеримской fiducia, в силу которой «вещь, предназначенная служить обеспечением долга, передавалась кредитору тотчас же при самом заключении обязательства и притом в полную собственность лишь с личным обязательством кредитора вернуть ее по уплате долга» [20, с. 213].

не применяется.

3.3 Механизм защиты авторских прав
Одной важнейшей особенностью современного законодательства об авторских правах является резкое усиление по сравнению с ранее действующим законодательством степени защищенности прав, внедрение в законодательство продуманного комплекса санкций разноотраслевого характера. По ст. 48 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» за нарушение авторских прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. К примеру, ст.184 Уголовного кодекса Республики Казахстан, принятого 16 июля 1997 г. и введенного в действие с 1 января 1998 г., устанавливает за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав такие меры наказания как штраф, привлечение к общественным работам и кроме того – до двух лет лишения свободы. Но это больше превентивные, чем реальные меры ответственности. Их наличие, конечно же, положительно и знаменует собой серьезное отношение государства к охране прав интеллектуальной собственности. В основном для повседневной реальности наиболее распространенным будет применение мер гражданско-правовой имущественной ответственности. И здесь диапазон мер защиты достаточно широк. Это все способы и меры защиты гражданских прав, предусмотренные в ст. 9 ГК РК, а также ряд специальных мер, предусмотренных Главой 50 ГК РК и ст. 49 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах».

ю.

Заключение
Исследование по данной дипломной работе позволяет сделать следующие выводы и предложения.
В условиях рыночной экономики авторское право стало таким же объектом рыночных отношений, как и объекты промышленной собственности и прочно вошло в лексикон современного бизнесмена. Действующее законодательство Республики Казахстан под авторским правом понимает имущественные и личные неимущественные права автора – физического лица, творческим трудом которого создано какое-либо произведение науки, литературы или искусства, являющееся объектом интеллектуальной собственности, независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также способа и формы их выражения. В пункте 3 статьи 963 ГК РК, относящейся к общим положениям об интеллектуальной собственности и распространяющей свое действие на главу «Авторское право» определено, что право авторства неотчуждаемо и непередаваемо и может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной творческой деятельности.