Особенности психологии матерей - отказниц
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Особенности психологии матерей-отказниц 10
1.1 Социально-психологические причины отказов от материнства 10
1.2 База психического состояния дам - инцидент меж «наличным Я» и «духовным Я» 20
1.3 Раннее социальное сиротство как следствие отказов от материнства 26
2 Экспериментальные исследования особенностей психологии матерей-отказниц 40
2.1 Социологическое обследование особенностей психологии матерей-отказниц 40
2.2 Анализ результатов структурированного интервью и генограммы 48
2.3 Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.Зунга (адаптация Т. И. Балашовой) (Шкала сниженного настроения - субдепресии (ШСНС)) 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ВВЕДЕНИЕ
Здоровое развитие ребенка наиболее осуществимо в заботливом семейном окружении. Только в рамках семьи детям гарантированно эмоциональное и физическое благополучие, полноценное детство и подготовка к будущему при полной реализации их потенциала. Данное утверждение является основой нашего видения, что «каждый ребенок принадлежит семье и растет в любви, уважении и защищенности». Это имеет свое отражение и в Конвенции ООН о правах ребенка, которая признает семью как основную ячейку общества и естественную среду для роста и благополучия детей, и что «ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания « Семья - является основой нашего государства, а дети ее будущее».
Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей.
1 Особенности психологии матерей-отказниц
1.1 Социально-психологические причины отказов от материнства
Механизм формирования материнского поведения - сложный процесс, который не возникает инстинктивно, он социально наследуется и воспитывается, зависит от культуры, амбиций и фрустраций женщины и от конкретной исторической и социально-экономической ситуации в стране. Развитие привязанности матери к новорожденному зависит в равной мере как от ее прежнего опыта, главным образом детского, так и от связей, которые устанавливаются между ними после родов в результате ее забот о ребенке и его ответной реакции[1].
Более чем в 50% семей наблюдаются нарушения материнско-детских взаимоотношений. Все это заставляет предположить, что материнство не является полностью обеспеченным врожденными механизмами.
1.2 База психического состояния дам - инцидент меж «наличным Я» и «духовным Я»
Главным внутриличностным инцидентом дам, отрицающихся от новорожденного малыша, считается инцидент меж «духовным Я» и «наличным Я».
Сопротивление «духовному Я» - родник негативного искреннего состояния мам, отрицающихся от новорожденного, вплоть по патологии. «Духовное Я» человека неясно волевым действиям, им невозможно завладеть и править: с ним разрешено столкнуться только в диалогическом обращении».
Поэтому религиозно-направленный разговор, командированный на обнаружение внутреннего разговора и поддержание гласа совести и материнского ощущения, считается более адекватным способом эмоциональной работы с матерями, отрицающимися от новорожденного.
Рвение консультанта задерживаться способа религиозно-нацеленного разговора содействует при сопереживании мамы никак не инфецированию ее эмоциями, а предложению ей поддержки в преодолении данных эмоций.
Религиозно-направленный разговор отчуждает вероятность теснее на шаге выслушивания распознать врождённый разговор и помочь глас духовного Я», наверное подсобляет даме взять в долг наиболее функциональную сделку в розыске выхода из сформировавшейся ситуации и делает лучше ее искреннее положение[20].
1.3 Раннее социальное сиротство как следствие отказов от материнства
Повышение жизненного уровня общества, семьи, позитивно влияет на ускорение процессов социализации, личностного роста детей. Вместе с тем, наряду с явно положительными тенденциями улучшения качественных показателей социального благополучия наших детей, не снижается острота проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время в республике Казахстан проживают более 5 миллионов детей (в городе Алматы более 330 тыс. детей). Из них более 48 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По городу Алматы к такой категории относятся 1439 детей. Под опеку и попечение определены 262 ребенка, под патронатное воспитание — 87 детей. По данным за прошлый год, 104 ребенка были усыновлены иностранными гражданами и 163 — казахстанскими [32].
2 Экспериментальные исследования особенностей психологии матерей-отказниц
2.1 Социологическое обследование особенностей психологии матерей-отказниц
Экспериментальные исследования психологических мотивов отказа матерей от своих детей проводилось в три этапа.
Первый этап – констатирующий (01.09.2011 - 01.01 2012) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап - формирующий (01.01.2012 - 02.03.2012) - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Третий этап - контрольный (03.03 2012 - 03.05.2012) - проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.
Экспериментальное исследование психологических мотивов отказа матерей от своих детей по следующим методикам: было проведено социологическое обследование, структурированное интервью и генограмма матерей-отказниц.
Настоящее исследование осуществлялось в одном из родильных домов Костанайской области.
2.2 Анализ результатов структурированного интервью и генограммы
Генограмма - это графическая запись информации о семье (классически и клинически - в трех поколениях).
Цель методики генограммы - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений.
Обоснование метода такова, что женщины, отказывающиеся от своих детей, имеют определенные закономерности в истории собственных семей. Немаловажную роль должна играть семейная ситуация, имевшая место в детстве девиантной матери. Процедура эксперимента.
Составлялась и исследовалась генограмма рожениц на протяжении трех поколений.
Исследование генограмм рожениц на протяжении трех поколений позволило выделить ряд закономерностей, характерных для семей женщин, отказывающихся от своих детей.
Для выявления различий между параметрами в контрольной и экспериментальной группах был использован непараметрический метод χ2 и оценен коэффициент сопряженности Чупрова.
2.3 Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.Зунга (адаптация Т. И. Балашовой) (Шкала сниженного настроения - субдепресии (ШСНС))
Цель методики: дифференциальная диагностика депрессивных состоянии и состояний, близких к депрессии (или измерение степени выраженности сниженного настроения — субдепрессии).
Описание
Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева - Т. И. Балашовой. Основан на опроснике В.Зунга (The Zung self-rating depression scale). Шкала Зунга (Цунга) для самооценки депрессии была опубликована в 1965 г. в Великобритании и в последующем получила международное признание (переведена на 30 языков). Методика разработана на основе диагностических критериев депрессии и результатов опроса пациентов с этим расстройством. Оценка тяжести депрессии по ней проводится на основе самооценки пациента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы отказниц – это наследство от неблагополучия предыдущих поколений и забвение насущных нужд людей, прежде всего детей. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования в той части, которая касается сведений о детских годах отказниц.
Имеющиеся данные об отказчицах распадаются на две неравные группы. Экономические, политические и социальные факторы составляют достаточно неблагоприятный фон - «социальную ситуацию развития» женщины в период беременности, которая порождает целый круг тревожных переживаний, дестабилизирующих личность женщины.
Проведенные психологические исследования женщин, бросающих своих детей, обнаруживали у них эмоциональную и психологическую незрелость, аффективную неустойчивость и эгоцентризм.