Использование песни в изучении иностранных языков
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы использования песен 6
1.1 Роль песен в изучении английского языка 6
1.2 Аутентичные песни – один из элементов национально – культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе 10
1.3 Создание с помощью музыкального материала психологически комфортной обстановки на уроках английского языка 15
1.4 Использование песни в изучении иностранных языков с политической точки зрения 15
1.5 Песня как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения английскому языку 18
2 Практическое использование песен при изучении иностранного языка 21
2.1 Применение песни при обучении произношения иностранных слов 21
2.2 Песня как методический прием при фонетической отработке английских срединных сонантов 23
2.3 Песенный материал для расширения лексического запаса учащихся 28
2.4 Разучивание песен как один из способов развития устной речи у школьников 29
2.5 Роль песен в развитии памяти школьников 33
2.6 Методы применения песни на уроках английского языка у старшеклассников 34
2.7 Метод изучения немецкого языка с использованием песен 38
2.8 Анализ музыкально – методического приложения по английскому языку для 5-го класса 40
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложение А 46
Приложение Б 51
Приложение В 53
Приложение Г 55
Приложение Д 57
Введение
Владение хотя бы одним иностранным языком в современном обществе становится сознательной необходимостью. В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться на языке. Ученик получает возможность пользоваться языком в его коммуникативной функции, прежде всего на уроке, поэтому внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение эго эффективности, действенности.
1 Теоретические основы использования песен
1.1 Роль песен в изучении английского языка
Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.
По мнению одного известного психолога А.А Леонтьева именно в интенсивных методах реализуется наиболее перспективные тенденции в обучении иностранному языку. Осознание необходимости оптимизации обучения языкам в средней школе приводит к мысли о возможности выбора наилучшего сочетания методов и приёмов обучения и применение их в таких ситуациях, в которых они могут дать наибольший эффект. Плохих методов обучения, как известно, нет. Каждый метод хорош, если точно соотнесён с целью и условиями обучения, с индивидуальными особенностями преподавателя.
Одним из эффективных методов обучения является систематическое использование на уроке стихотворений, рифмовок и песен. Из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания» [1;13].
1.2 Аутентичные песни – один из элементов национально – культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе
Развитие деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических и культурных связей между народами выдвигают перед школой в области обучения иностранным языкам на первый план задачу — воспитание человека, главным достоянием которого являются общечеловеческая культура и общечеловеческие ценности. Эта задача непосредственно связана с проблемой взаимопонимания людей, их духовной связи и поиска общих путей осуществления прогресса.
Одним из путей решения данной проблемы может быть гуманизация образования, т. е. приобщение учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.
1.3 Создание с помощью музыкального материала психологически комфортной обстановки на уроках английского языка
Влияние музыки на психические процессы человеческого организма хорошо известно, изучено психологами, медиками, педагогами и широко используется в процессе обучения не только иностранным языкам. Для создания психологически комфортной, творческой атмосферы на уроке музыкальный и песенный материал привлекается для решения 3-х основных задач:
1. Музыкальные паузы – разминки
2. Фоновая музыка при проведении письменных работ
3. Музыкальные минутки для релаксации при переключении одного вида работы на другой.
Музыкальные паузы – разминки, зарядки под музыку или с песней – это необходимый элемент урока, соответствующего современным здорово – сберегающим образовательным технологиям. Обширный выбор разнообразных английских детских песен, которые можно сопровождать
Движениями, позволяет использовать те или иные, связанные с уроком тематически.
1.4 Использование песни в изучении иностранных языков с политической точки зрения
Новые политические, социально-экономические и культурные реалии во всем мире, расширение международного сотрудничества, влияние технологических достижений цивилизации на развитие мировой языковой индустрии повлекли за собой изменения в языковой политике, потребовали расширения функций иностранного языка как предмета, обновления содержания и образовательных технологий обучения иностранным языкам для достижения нового качества образования. Новый социальный заказ общества - обучать иностранному языку как средству межкультурной коммуникации, формировать личность, вобравшую в себя ценности родной и иноязычной культуры и готовую к межнациональному общению - нашел свое отражение в концепциях межкультурного и социокультурного обучения иностранным языкам.
1.5 Песня как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения английскому языку
В настоящее время является естественным то, что овладение иноязычной речью как средством общения невозможно без знаний особенностей культуры страны изучаемого языка. Лингвострановедческий и коммуникативный подходы к обучению иностранному языку взаимообусловлены и неразрывно связаны.
Процесс формирования коммуникативной и лингвострановедческой компетенций включает в себя обучение не только знаниям, но также и умению правильно «проживать ситуацию» в иностранном окружении. Цель формирования данных компетенций – осуществление обмена между своей культурой и культурой общества изучаемого языка, падение барьеров, возникновения взаимопонимания и единения.
Известно, что песня, особенно аутентичная, является важным элементом любого языка и поэтому заслуживает самого пристального внимания. Кроме того, песня – это великолепное средство повышения интереса как к стране изучаемого языка, так и к самому языку, а также эффективный способ повторения языкового материала, особенно на старшем этапе обучения.[7; с.37]
2 Практическое использование песен при изучении иностранного языка
2.1 Применение песни при обучении произношения иностранных слов
Английское произношение носителей русского языка может быть неадекватным вследствие неумения обучающихся передавать тембр английских гласных. Практика показывает: даже если учащийся строго следует каноническим указаниям (определённое положение губ, соответствующее положение языка по горизонтали и вертикали), ему крайне редко удаётся точно передать английский «гласный» звук. Для того чтобы гласный приобрёл именно английское звучание, школьник должен «увидеть», «почувствовать» этот гласный, представить его себе во всем объеме, со всеми возможными слуховыми, зрительными и пространственными ассоциациями. Такой эмоциональный «портрет» гласного важно нарисовать при самом первом предъявлении его учащимся. Поясним сказанное подробнее.
2.2 Песня как методический прием при фонетической отработке английских срединных сонантов
Как известно, согласные звуки в отличие от гласных имеют четкое, вполне фиксированное, хорошо осязаемое и легко контролируемое место образования преграды для потока воздуха из легких [7;11]. Сказанное справедливо лишь для общей характеристики согласных в целом как звуков, противопоставляемых в определенном отношении гласным. Между тем среди согласных можно выделить особую группу звуков, место образования которых не столько четко связанно и легко контролируемо, как, скажем, место образования губно-губных [р], [b], [m] или губно-зубных [f], [v]. Речь идет о срединных сонантах, так называемых полугласных [w], [j], а также бесшумном длительном [r] [8;106]. Думается, однако, что звук [r] вокальный и резонансный по своей сути, может быть с полным основанием отнесен к разряду полугласных (во всяком случае в практических целях). Тогда термин «полугласный» будем относить ко всем упомянутым здесь сонантам. Это емкое слово «полугласный» как нельзя лучше характеризует [w], [r], [j] как звуки, в которых тон превалирует над шумом, а также как звуки, которые, подобно гласным, не имеют легко осязаемого места артикуляции. Последнее обстоятельство и является причиной того, что эти сонанты вызывают определенные трудности у обучающихся при их произнесении.
2.3 Песенный материал для расширения лексического запаса учащихся
Формирование лексического навыка предполагает овладение обучаемым правилам соотнесения конкретной лексической единицы с другими лексическими единицами в лексической группе, овладение навыками выбора и употребления лексики, а также смысловым восприятием лексической единицы в тексте.
На начальном этапе обучения дети хорошо воспринимают, запоминают и воспроизводят готовые лексические конструкции, особенно если они рифмуются под музыку, ритм. Многие учебные курсы для начальной школы вводят песенный материал как естественную часть при изучении тех или иных лексических тем. В учебном курсе «Chatterbox 1» детям предлагаются чудесные, легко запоминающие песенки практически в каждой лексической теме. Особенно хочется обратить внимание на « The family song», в которой перечисление членов семьи идёт вместе с прилагательными, описывающими людей-слова, которые всегда трудно усваиваются детьми на начальном этапе обучения.
2.4 Разучивание песен как один из способов развития устной речи у школьников
Песенный и музыкальный материал может успешно использоваться не только при обучении аспектам языка, но и при формировании речевой деятельности, особенно устной речи. На начальном этапе обучения английская монологическая и диалогическая речь школьников очень проста, так как её развитие в значительной степени зависит от развития из речевой деятельности на родном языке. Речевые клеше вводятся и заучиваются детьми целиком, без грамматического или структурного анализа фразы или словосочетания. Принципиальным моментом здесь является использование аутентичного речевого образца, и здесь песни и стихи имеют много преимуществ перед прозаическим материалом. Они легко вводятся, легко запоминаются, петь можно хором, что снимает психологический пресс с неуверенных в себе учеников.
2.5 Роль песен в развитии памяти школьников
В предыдущем параграфе уже писала о некоторых особенностях развития памяти младших школьников, в частности того, что дети легче запоминают информацию в рифмованном виде.
Помимо этого, важной особенностью развития памяти у детей школьного возраста является резкой, чем у взрослых раграничение каналов восприятия и запоминания информации. В классе всегда есть дети – визуалы, аудиалы, кинестетики и дети с отсутствием четко выраженной склонности к какому-либо определённому типу восприятия или со смешенном типом. Кроме того, практически у всех школьников в этом возрасте ещё очень хорошо развита, в отличи у взрослых людей, тактильная память. Таким образом учитель просто обязан при подаче нового материала использовать все возможные способы, в том числе и через музыку и песню. Использование песенно - музыкального материала позволяет при экономии времени урока вводить новые лексические и грамматические единицы, опираясь сразу на несколько каналов восприятия одновременно.
2.6 Методы применения песни на уроках английского языка у старшеклассников
Песня на уроках английского языка может использоваться в самых разных целях: для развития аудитивных навыков, произносительных навыков, грамматических навыков, пополнения словарного запаса отработки речевых навыков, а также для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка. Но для того, чтобы песня сыграла свою положительную роль, нужно придерживаться определенного алгоритма ее использования. Начинать нужно с тщательного отбора песни. Здесь следует придерживаться некоторых принципов, а именно: песня должна быть аутентичной, она должна соответствовать возрасту и интересам учащихся (в идеальном варианте - выбрана самими учениками). Также необходимо соответствие песни уровню языка учащихся, методическая ценность песни и некоторая корреляция с учебными программами.
2.7 Метод изучения немецкого языка с использованием песен
Проводя занятия по немецкому языку, многие учителя используют песни при изучении некоторых грамматических явлений, лексики.
Практика показывает, что после разучивания текстов их лексическое содержание включается в активный словарь ученика. В качестве примера приведу текст песни « Ich bin der Charli», которую поют учащиеся всех возрастных групп с большим удовольствием. Петь можно на любой мотив. Кроме того, легко заучиваются вопросительные предложения, которые необходимо знать учащимся по теме «Знакомство», а именно: Und wie heiBt du? Wo kommst du her? и другие.
2.8 Анализ музыкально – методического приложения по английскому языку для 5-го класса
В качестве примера систематического использования песенного материала в учебном процессе на начальном этапе обучения иностранному языку можно предложить музыкально-методическое приложение к УМК по английскому языку для III класса общеобразовательных учреждений (авторы: Никитенко 3.Н., Долгова Л.А.). При подготовке данного приложения принимались во внимание следующие основные положения о том, что песенный материал:
Заключение
И в заключении хотелось бы отметить, что цель, поставленная в данной работе, как я полагаю, мной достигнута. Современному педагогу трудно не потеряться в приёмах и средствах обучения и наиболее важной задачей для него является выделение самых эффективных, творчески-направленных. И одним из таких приемов является использование на уроках иностранного языка стихотворений, рифмовок и песен: многофункциональных по своей сути, и (главное) с помощью которых можно создать психологически комфортную атмосферу в классе, что, по моему мнению, достигается не всегда, но просто необходимо всем участникам урока.Текст стихотворения или песни, как и проза, создаваясь и функционируя в обществе прежде всего в своем идейно-художественном качестве, может рассматриваться: как источник объективной информации (текст - зеркало жизни и культуры народа); как источник идейно-художественной информации (текст - художественное произведение); как источник языковой и лингвистической информации (текст - репрезентант языковой и речевой системы). При этом в школьных условиях музыкальные и поэтические выразительные средства обладают по сравнению с прозой рядом преимуществ, а именно: конденсацией мысли и образа, повышенной эмоциональностью, ритмической повторяемостью. Ритмическая повторяемость, кстати, являясь одним из сильнейших фасцинативных факторов, заставляет человека сконцентрировать внимание и способствует непроизвольному запоминанию материала.