Культура Древнего Китая
Содержание
Введение 3
1 Материальная культура Древнего Китая 6
1.1 Особенности материальной культуры 6
1.2 Архитектура 8
1.3 Скульптура 12
1.4 Прикладное искусство 14
1.5 Письменность и литература 16
1.6 Философия 18
1.7 Математика 20
1.8 Астрономия 22
1.9 Медицина 22
1.10 Музыка и театр 24
2 Архетипы китайской культуры: конфуцианство, даосизм, инь и ян 26
2.1 Конфуцианство 26
2.2 Даосизм 28
2.3 Инь и ян 29
3 Обычаи и традиции, верования древних китайцев 31
3.1 Мифология 31
Заключение 34
Список использованных источников 35
Введение
Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.
Китайская культура - одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов). На гадательных костях того времени обнаружены тотемические названия племен.
Именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас.
Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы. Все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил - Света и Тьмы.
1 Материальная культура Древнего Китая
1.1 Особенности материальной культуры
Искусство Китая не столь древнее, как египетское и ближневосточное, однако оно представляет собой живую традицию с более чем трехтысячелетней историей. К III тыс. до н.э. китайцы уже давно были оседлыми земледельцами и обладали элементами культуры, которые позже оказали глубокое воздействие на их искусство: знаниями о силах природы и годовом ритме; они почитали умерших, благоговейно относились к яшме и другим минералам, использовали сосуды особых форм в ритуальных целях и для погребений. Неолитическая культура, впервые открытая Ю.Гуннаром Андерсоном и его китайскими коллегами в 1921, долго считалась представленной лишь немногими поселениями Северного и Северо-Восточного Китая; в ходе интенсивных раскопок, особенно с 1950, стали известны по крайней мере две тысячи неолитических поселений, почти по всему Китаю.
1.2 Архитектура
За исключением достаточно позднего периода, существуют лишь косвенные свидетельства относительно истории китайской архитектуры. Раскопки в Аньяне (провинции Хэнань) бывшем в 11 в. до н.э. столицей династии Шан, открывают исследователям глинобитные платформы зданий и каменные фундаменты, на которых стояли столбы, поддерживавшие кровлю. Своими архитектурными решениями они мало отличались от построек более позднего времени. В начале нашей эры накопление богатств и концентрация власти в Китае позволили архитекторам создавать здания невиданных ранее масштабов и роскоши. Тексты той эпохи, нередко в форме длинных поэм, повествуют о красоте дворцов, изобилии их скульптурных и живописных украшений.
1.3 Скульптура
Появившаяся во время Ханьской династии монументальная скульптура была обязана своим происхождением влиянию западных идей, которые распространились вслед за экспансией империи в Центральную Азию при Уди (140-87 до н.э.). Крылатые львы и химеры в геральдических позах, охраняющие «духовные врата» в императорские гробницы, происходят от анатолийских хеттов и персов. Эти изваяния и фигуры животных в натуральную величину перед гробницей Хо Чубина (ум. 117 до н.э.) выполнены как два уплощенных и приставленных друг к другу горельефа; очевидно, китайские резчики того времени не знали круглой скульптуры.
1.4 Прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство - бронзовые нефритовые изделия лаковая утварь Наряду с зодчеством ведущим было декоративно-прикладное искусство. На начальных этапах китайской истории оно представлено расписной керамикой Яншао (III тыс. до н.э), названной так по месту раскопок. Разнообразные по форме и размерам кувшины, чаши, бокалы, блюда были прочными и блестящими, украшенными сложными геометрическими узорами.
1.5 Письменность и литература
Литература в Китае, как и в других странах древнего мира, родилась отнюдь не как чисто эстетическое явление, а как непременная составная часть практической деятельности. Самыми ранними письменными текстами на китайском языке были гадательные надписи, выцарапанные каким-либо острым орудием на черепашьем панцире или лопаточной кости барана. Желая узнать, например, будет ли удачной охота, правитель приказывал нанести свой вопрос на панцирь и потом положить панцирь на огонь. Специальный гадатель истолковывал «ответ божества» в соответствии с характером трещин, появившихся от огня. Впоследствии материалом для надписей стала служить бронза (на огромных ритуальных сосудах по поручению древних царей делались дарственные или иные надписи). С начала I тыс. до н. э. китайцы стали использовать для письма бамбуковые планки. На каждой такой дощечке помещалось примерно по сорок иероглифов (слов). Планки нанизывали на веревку и соединяли в связки. Легко представить себе, какими громоздкими и неудобными были первые китайские книги. Каждая, по нашим понятиям, даже небольшая книга занимала несколько возов.
1.6 Философия
В Китае средневековая философия развивается в основном в русле конфуцианства, даосизма и буддизма.
Периодом расцвета философской мысли можно считать эпоху Сун. В этот период развивается метафизика конфуцианства. Центральной проблемой, вокруг которой шла особенно напряженная борьба между различными философскими школами, была проблема соотношения идеального закона (ли) и материального первоначала (ци). В эту же эпоху разрабатываются такие понятия, как «Великий предел», «Великая гармония» и др.
1.7 Математика
Расцвет науки в Китае начался после того, как в XII в. до н. э. он был завоёван кочевниками Чжоу. В эти годы возникают и достигают удивительных высот китайская математика и астрономия. Появились первые точные календари и учебники математики. «Истребление книг» императором Цинь Ши Хуаном (Ши Хуанди) не позволило ранним книгам дойти до нас, однако они, скорее всего, легли в основу последующих трудов.
1.8 Астрономия
Уже во время легендарной династии Ся (конец III - начало II тыс. до н. э.) в Китае были две должности придворных астрономов. По легенде, в 2137 г. до н. э. были казнены астрономы Хо и Хи, не сумевшие предсказать затмение. Много астрономических сведений содержится в памятнике китайской литературы «Ши цзин» («Книга песен») (~VI век до н. э.). Примерно в это же время китайцы уточнили продолжительность солнечного года (365,25 дней). Соответственно небесный круг делили на 365,25 градусов или на 28 созвездий (по движению Луны).
1.9 Медицина
Китайская традиционная медицина представляет собой удивительно целостное и, самое главное, до сих пор живое наследие прошлого. В отличие от других традиционных медицин китайская имеет огромную специальную литературу и сохраняется до настоящего времени в виде живой традиции передачи знаний от учителя к ученику.
Один из наиболее знаменитых классических трудов древней китайской медицины - «Хуанди Нэй-цзин» («Трактат о внутреннем»), написанный за 2 тысячи лет до нашей эры, состоит из 18 огромных томов и долгие века служит руководством ко всему комплексу теоретических и практических вопросов медицины.
1.10 Музыка и театр
Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, Юго-восточной Азии.
Уже во II тыс. до н. э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые из бамбука, глины и др.
На рубеже нашей эры появились трактаты о музыке, наиболее известным из которых был трактат «Юэцзи». В нем отражены представления китайцев о музыке. Она рассматривалась ими как некая космическая сила: отдельные тоны отождествлялись с первоэлементами, образующими мир - с воздухом, водой, землей и огнем, а также с определенными цветами, голосами животных и птиц. Тоны звукорядов обозначали иерархический порядок: первый тон - гун - символизировал правителя, второй - шан - чиновников и т.д.
2 Архетипы китайской культуры:
конфуцианство, даосизм, инь и ян
2.1 Конфуцианство
Конфуцианство стало государственной религией Китая, а ее основатель древний китайский мыслитель Конфуций, живший на рубеже VI-V вв. до н. э. (552-479 гг.) был даже причислен к лику святых. Как философ Конфуций не задавался вопросами о смысле жизни и тайнах природы: он искал путь к процветанию общества, утверждая, что человек должен научиться следовать правилам гуманности, человеколюбия. Конфуций и поныне считается духовным отцом китайцев. Его учение пользуется признанием, а имя - почитанием. Сам он не написал никаких книг, а лишь прокомментировал классические произведения Древнего Китая. Вскоре после смерти Конфуция ученики изложили его взгляды в небольшой книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Книга строится своеобразно: ученики задают вопросы.
2.2 Даосизм
Основателем даосизма был Лаоцзы, учение которого также было изложено уже после его смерти и представляет собой сборник странных и загадочных изречений - «Дао-дэ-цзин» («Книга о Дао»). Конфуций и Лаоцзы были современниками, старинное предание даже сообщает об их встрече и беседе, а возможно, и споре, настолько расходились их учения.
2.3 Инь и ян
Одна из основных концепций древнекитайской философии.
В современной философии Ян и Инь - высшие архетипы : Ян - белое, мужское, внешнее, небесное, доброе; Инь - чёрное, женское, внутреннее, земное, злое.
Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы (такое понимание можно, в частности, встретить в «И цзине») - и эта символика как нельзя лучше отражала суть этих двух начал. С одной стороны, они представляют лишь разные стороны одной горы, не сводимые друг к другу, но и не отличающиеся друг от друга, с другой стороны, их качественное различие обуславливается не внутренней природой самого склона, а некоей третьей силой - солнцем, которое поочередно освещает оба склона.
3 Обычаи и традиции, верования древних китайцев
На основе конфуцианства были выработаны критерии для оценки всех поступков, от бытовых до государственных. Так, от мужчины требовалось неукоснительное выполнение обязанностей, несение службы, подчинение главе рода. Женщина должна была быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру и свекрови, ее главная обязанность заключалась в служении мужу, усердии в труде и продлении рода. От нее не требовалось выделяться умом, талантами, красноречием или остроумием, от нее не требовалось даже ни красоты, ни привлекательности. Идеалом женщины была покорная жена, готовая следовать за своим господином даже в могилу.
3.1 Мифология
До философии в Китае было поэтическое осмысление мира и прошлого человечества в форме мифов. Эти мифы не рассказывались, а пелись, сопровождаемые ударами, гудениями. Рокотом музыкальных инструментов.
У древних китайцев не было пантеона богов и они ограничивались представлением о Небе как создателе всего сущего. Небо в китайской мифологии понималось как сознательное существо, управляющее миром.
Заключение
Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и отваживались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китайской культуры: высокий уровень строительного искусства, традиционность построек и религиозных обрядов, культ предков, рационалистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.