Гражданское общество
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Гражданское общество как идея в развитии от прошлого к настоящему 7
1.1 Структура современного гражданского общества 7
1.2 Возможности и перспективы Казахстана на пути к гражданскому обществу 14
2 Понятие и признаки правового государства 18
2.1 Возникновение и развитие концепции правового государства 18
2.2 Признаки правового государства 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей своей многотысячелетней истории человечество стремилось к созданию такого общественного уклада, в котором бы каждому жилось комфортно. Свидетельство этого поиска – существование в истории самых различных государств и обществ - от рабовладельческих до коммунистических, от религиозных до отрицающих всякую религию.
С крушением коммунистической утопии взоры коммунистически настроенных граждан постсоветских государств обратились к саморегулирующемуся и самонастраивающемуся гражданскому обществу.
Становление демократического общества путем укрепления и развития институтов социального, политического и межнационального согласия, утверждение норм и принципов цивилизованного гражданского общества, формирование гуманистически ориентированной культуры человека – вот центральные и самые существенные ориентиры современного общества.
1 Гражданское общество как идея в развитии от прошлого к настоящему
1.1 Структура современного гражданского общества
Понятие «гражданское общество» - одно из самых распространённых категорий политологии, принадлежащих Аристотелю, Ш.Л. Монтескъе, Н. Макиавелли, Дж. Локку, Т. Гоббсу, И. Канту, Гегелю [3]. Эти великие умы политической мысли или подробно анализировали данное понятие, или упоминали эту категорию в антитезисе гражданское общество - общество, упорно подводя нас к мысли, что гражданское общество есть что-то, что находится вне государства, что-то внешнее по отношению к государству, оппозиционное ему, противостоящее ему во всём.
1.2 Возможности и перспективы Казахстана на пути к гражданскому обществу
В преамбуле Конституции Республики Казахстан говорится: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию». В Конституции 1993 года гражданское общество не упоминалось. Тогда мы называли себя демократическим, правовым государством. По новой Конституции мы сделали шаг вперед [8].
Всем нам хорошо известен тезис К. Маркса: «бытие определяет сознание». Если исходить из этого, то основы государства коренятся, зиждятся в производственных отношениях, а их составной частью, как частью производительных сил, гражданское общество относится к базисной структуре. Государство в данном случае выступает надстройкой над базисом и является определяемым, а гражданское общество определяющим элементом в этих двух парных феноменах.
2 Понятие и признаки правового государства
2.1 Возникновение и развитие концепции правового государства
Концепция — это система взглядов. Цельная концепция правового государства возникла не сразу и не на пустом месте. Она формировалась из отдельных (разрозненных) идей о лучшем устройстве государства и общества. Эти идеи имеют очень древнее происхождение.
Из трудов Аристотеля, Цицерона позаимствованы следующие идеи:
2.2 Признаки правового государства
Рассматривая понятие правового государства необходимо остановиться на анализе основных признаков, свойств, принципов правового государства.
Господство права в правовом государстве.
Главная цель идеи правового государства заключается в ограничении государственного аппарата с помощью права. Здесь право должно господствовать над государством. Естественно, ему подчиняется и гражданское общество. Эта идея получила название принципа права в организации жизни государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, гражданское общество и правовое государство - это парные категории. Без гражданского общества нет и правового государства, ибо правовое государство должно выражать и отражать интересы гражданского общества, или, как говорил французский политолог Мишель Дюверже, быть ночным сторожем гражданского общества [15].
Казахстан прочно встал на путь построения гражданского общества и правового государства. Это определяется тем, что Казахстан в своем Основном Законе утвержден правовым, демократическим, светским государством.
Идея правового государства в некотором роде носит универсальный характер в том смысле, что она практически присуща политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов, участвующих в мировом историческом процессе. Однако, в связи с этим нельзя думать, что чисто механическое заимствование сугубо западных идей (а идея правового государства западного происхождения) привнесет в Казахстан согласие, порядок, демократию. С одной стороны, этого, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к Казахстанской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем.