Предмет: Педагогика и методика начального обучения
Тип: Дипломная работа
Объем: 58 стр.
Год: 2013
Дидактическая игра как основа эффективного развития учащихся младших классов
Содержание
Введение 6
1 Теоретические основы использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников 9
1.1 Анализ состояния сущности, происхождения и роли игры в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Структура, классификация и особенности дидактических игр в обучении младших школьников 13
1.3 Дидактическая игра как средство развития психических процессов младших школьников 16
2 Построение процесса эстетического воспитания младших школьников на интегрированной основе 32
2.1 Реализация межпредметных связей на уроках музыки, литературного чтения и изобразительного искусства 32
2.2 Примерное календарно- тематическое планирование интегрированных уроков: музыки, литературного чтения и изобразительного искусства для 4 класса 38
2.3 Примерное поурочное планирование интегрированных уроков музыки, литературного чтения и изобразительного искусства 42
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложение 58
Введение
Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике, является формирование у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать произведения подлинные высокохудожественные от примитивного ремесленничества, от художественных подделок. Это особенно относится к музыке и изобразительному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются какофонией и бездушным модернизмом и недооценивают классики, а иногда и форм отечественного искусства. Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой информации, дискотеки и видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку в ущерб отечественному искусству.
Предметная система обучения в школе ориентирует учащихся на дифференцированное усвоение знаний из различных областей. Количество предметов в современной общеобразовательной школе значительно возросло. Потоки информации и ее объемы так велики, что становится трудно своевременно и качественно отслеживать необходимую информацию по любому из направлений научного знания. Поэтому большая часть информации остается невостребованной, а общество утрачивает возможности использовать ее вовремя.
1 Теоретические основы использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников
1.1 Анализ состояния сущности, происхождения и роли игры в психолого-педагогической литературе
Удивительно интересный и бесконечно многогранный материал представляет нам история эстетической мысли. Здесь можно найти ценнейшие факты, доказывающие, что проблема эстетического воспитания не только всегда была актуальной, но, проявляясь в различных формах, этот материал дает возможность почувствовать извечный поиск человека, предъявляющего искусству требования современного ему общества: поиск объяснения прекрасного (в разные века - по-разному), ощущение его огромного воздействия на формирование человека и стремление вскрыть, логически обосновать причины воспитывающей и преобразующей силы искусства. Как пристально вглядываются древние греки в природу музыки, чтобы понять особенность ее воздействия на формирование этноса, то есть определенного этического и психологического настроя души, поскольку этнос необходим для выполнения неких обязанностей в общественной жизни!
Так, например, Платон, анализируя этническое значение музыки в целом, по отдельности разбирает ее составные части - ритмы, лады, мелодии и даже музыкальные инструменты, видя в них причины рождения этнического результата. «Скромный» и «мужественный» человек, по мнению Платона, может быть сформирован только «военно-звучными», «героическими» ритмами дорийского лада, в то время как «ионийский» и «лидийский» действуют расслабляющее изнеживающее и, конечно, они не могут иметь места в воспитании доблестного и прекрасного гражданина классической Греции. И хотя в эпоху средневековья мы не располагаем такими глубокими теоретическими рассуждениями, пытающимися вскрыть природу воздействия на человека, как это было в античности, все же в области средневекового эстетического воспитания нельзя делать прочерк. В самом деле, по истечении длительного срока развития, средневековье оказалось в роли обладателя сказочно богатых универсальных средств воздействия на духовную природу человека, средств, отшлифованных в недрах искусства и использованных церковью как мощное орудие идеологического воздействия.
1.2 Структура, классификация и особенности дидактических игр в обучении младших школьников
Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. «Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же отвечает: «Строю прекрасный храм».». Видеть в труде созидательное начало красоты - значит, творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.
1.3 Дидактическая игра как средство развития психических процессов младших школьников
У детей рано складывается своя картина мира. При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. С приходом в нашу школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связан между объектами и явлениями, и в то же время - сформировать умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
2 Построение процесса эстетического воспитания младших школьников на интегрированной основе
2.1 Реализация межпредметных связей на уроках музыки, литературного чтения и изобразительного искусства
Проблема межпредметных связей - не новая проблема в теории и практике образования, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития.
Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А.Коменский, Д.Локк, И. Гербарт, А.Дистервег, К.Д.Ушинский.
Особый интерес в плане рассматриваемой проблемы представляют комплексные программы 20-х годов ХХ века. В вводной записке к программам школы 1 ступени отмечается: «Отличительная черта новой программы – стремление провести комплексный подход. Этот метод состоит в том, что изучаются не изолированные предметы, но выдвигаются так называемые центральные темы. Так, например, выдвигается тема «Изображение весенних изменений в природе»; при разработке этой темы ученики изучают природу и человеческую жизнь ранней весной - наблюдают, рисуют, лепят, читают и сочиняют... . Предлагаемые программы дают опорные центральные темы и демонстрируют, как можно при разработке их связывать даваемые из различных областей знания воедино, связывать учебные предметы.»
На наш взгляд, наиболее точное определение категории «межпредметные связи» было дано Г.Ф.Федорцом: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно - воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательные функции в их органичном единстве ». [10]
2.3 Примерное поурочное планирование интегрированных уроков музыки, литературного чтения и изобразительного искусства
В соответствии с теоретическими положениями и методикой были проведены интегрированные уроки по разным разделам и темам курса изобразительного искусства.
Ниже представлен ряд конспектов интегрированного урока с целью, чтобы лучше понять, как строить интегрированный урок, используя предметы музыки, литературного чтения и изобразительного искусства как средство эстетического воспитания младших школьников.
Заключение
Проблема интеграции является актуальной для современной школы.
Существуют разные подходы к решению данного вопроса. Ряд авторов предлагает специально разработанные интегрированные курсы для старшего, среднего и младшего школьного возраста. В этом случае возникает проблема подготовки учителя, владеющего знаниями по данным курсам, и созданию учебно - методических комплексов. Иной подход - объединение отдельных учебных тем на межпредметной основе, который исключает систему в интегрированном обучении.
Проанализировав существующую литературу и опыт работы учителей по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Современный уровень развития науки и общества обусловливает необходимость использования системного подхода к теории и практике обучения, направленного на интеграцию знаний и формирование системного мышления.
2. Интеграция - это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущих положений с глубоким, последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.