Психолого-педагогические основы игры как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Игра как основа познавательной деятельности и творчества 7
1.1 Сущность познавательной деятельности и творчества 7
1.2 Воспитательный и обучающий потенциал игры в деятельности младшего школьника 13
1.3 Понятия «Игра», их виды, «Дидактическая игра», «Игровая деятельность» 17
2 Психолого-педагогические и теоретические основы игры как средства обучения 26
2.1 Исторические предпосылки возникновения игры 26
2.2 Общая характеристика младшего школьника. Учебная и игровая деятельности младшего школьника 31
3 Опытно-экспериментальная работа по применению игровых средств, как средства развития творческих способностей младшего школьника 36
3.1 Организация и проведение дидактической игры на уроках . 36
3.2 Диагностика и формирование познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка 39
3.3 Данные контрольного среза опытно-педагогической работы по формированию познавательных интересов младших школьников 59
3.4 Обобщение результатов исследования 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические изменения в жизни общества, происходящие на небольшом отрезке времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям.
Сегодня, когда школа претерпевает различные изменения в области образования, необходимо принять за основу внимания психологические ориентиры развития личности в обучении. Совершенствование существующих методов обучения и воспитания, их преломление через естественные возможности психического развития требуют переосмысления основных позиций с точки зрения творчества.
Творческая личность, способная превращать любую совершаемую деятельность в творческий процесс, необходима современному обществу. Эту задачу предстоит решать прежде всего на начальной ступени образования.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
1 Игра как основа познавательной деятельности и творчества
1.1 Сущность познавательной деятельности и творчества
Проблема творчества до сегодняшнего дня до конца не изучена. Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось радикально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен – не преследовались ни плагиат, ни подделки. В средние века, как и значительно позднее, творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то она никак не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем: Спиноза шлифовал линзы, да и великий Ломоносов ценился за утилитарную продукцию – придворные оды и создание праздничных фейерверков.
1.2 Воспитательный и обучающий потенциал игры в деятельности младшего школьника
Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы. Отличительные особенности игровой деятельности обычно усматривают в ее добровольности, в высокой активности и контактной зависимости участников. Но нельзя забывать и другое: игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом.
1.3 Понятия «Игра», их виды, «Дидактическая игра», «Игровая деятельность»
Игра как некое социальное явление, как средство воспитания и обучения сегодня привлекает внимание почти всех современных учёных, психологов, педагогов. Опираясь на исследования учёных и специалистов в этих областях, рассмотрим как при помощи дидактической игры, можно объяснить ребёнку явления окружающего мира, сформировать эстетическое восприятие окружающего.
Для того чтобы пользоваться таким сложным и эффективным средством в учебно-воспитательном процессе, как игра, игра обучающая, с нашей точки зрения необходимо рассмотреть это явление с философско-методологических позиций.
2 Психолого-педагогические и теоретические основы игры как средства обучения
2.1 Исторические предпосылки возникновения игры
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо… В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности.
2.2 Общая характеристика младшего школьника. Учебная и игровая деятельности младшего школьника
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.
Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности является непосредственно – эмоциональное общение, в раннем детстве ( от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность, в дошкольном – игра, в младшем школьном возрасте – учеба, в подростковом – общение со сверстниками.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
3 Опытно-экспериментальная работа по применению игровых средств, как средства развития творческих способностей младшего школьника
3.1 Организация и проведение дидактической игры на уроках
В современной методике и практике обучения в начальной школе все большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных, форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы.
Одно из эффективных средств развития интереса к познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности, мышления, является дидактическая игра. Ещё К.Д Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд для того, чтобы процесс познания был продуктивным.
Проводить игру, можно на разных этапах учебного процесса:
3.2 Диагностика и формирование познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка
С целью изучения возможностей творческих заданий для развития творческой деятельности на уроках русского языка нами был проведен эксперимент на базе начальной школы № 5 «А» города Костаная. Эксперимент проходил с 1 сентября по 30 апреля 2007-2008 учебного года. Контрольным был определен 2 «А» класс, экспериментальным – 2 «Б» класс данной школы. В количественном соотношении классы равны: наполняемость класса - 25 человек.
На констатирующем этапе эксперимента мы, опираясь на выше изложенные критерии, пользуясь диагностическими методиками, измерили уровень развития творческой деятельности в обоих классах.
Для диагностики развития памяти мы пользовались методикой, предложенной Немовым Р.С.
Методика применяется для изучения уровня развития долговременной памяти.
Экспериментальный материал состоит из следующего задания. Экспериментатор сообщает: «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постарайтесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно: «Стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко».
3.3 Данные контрольного среза опытно-педагогической работы по формированию познавательных интересов младших школьников
С целью проверки выдвинутой нами гипотезы на заключительном этапе эксперимента было проведено диагностирование творческой деятельности учащихся в контрольном и экспериментальном классах. Останавливаться на описаниях методик мы не будем, так как все методики для диагностики памяти, мышления, воображения использовались те же самые, что и на констатирующем этапе эксперимента, с некоторым изменением фактического словесного содержания методики.
3.4 Обобщение результатов исследования
Экспериментальное исследование проводилось в течение 2007-2008 учебного года в 3 «А» классе школы-сада №15 г. Костаная, список учащихся представлен в таблице 2.
Таблица 2
Список учащихся 3 «А» класса школы - сада №15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Феномен детской игры изучен исследователями довольно широко и разносторонне, как в отечественных разработках, так и за рубежом.
Говоря о предпосылках возникновения игры, следует обратить внимание на два момента. Первый касается появления и развития в рамках предметной деятельности игровых действий, второй – изменения внутренней позиции ребенка, его аффективно-потребностной сферы.
Богатый материал наблюдений, экспериментов свидетельствует, что содержанием возникающих у ребенка игр является отражение окружающей его действительности – профессиональная деятельность взрослых, их взаимоотношения, отношения к детям и прочее.
Работа по развитию творческой деятельности позволила выделить следующие рекомендации по развитию творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка: соблюдать условия для развития творческой деятельности, такие как создание творческой атмосферы, доброжелательное отношения учителя, товарищей и родителей к фантазии детей; использовать творческие задания на этапе применения учащимися усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной творческой практической деятельности.